Законодательство
Пермского края

Березник
Бесово
Большая
Верещагинский р-н
Верх-Култым
Восход
Гари
Гора
Горы
Гремяча
Губаха
Добрянка
Еловский р-н
Заборье
Заимка
Заозерье
Захарово
Карьер
Кизел
Ключи
Комарово
Королево
Кунгур
Лысьва
Лябово
Мохово
Нефтебаза
Нижняя
Новоселы
Октябрьский р-н
Олени
Осинский р-н
Остров
Оханский р-н
Очерский р-н
Пермский край
Пермский р-н
Пермь
Посад
Савино
Селянки
Сибирь
Сова
Соликамск
Средняя
Уинский р-н
Усольский р-н
Усть-Сыны
Хухрята
Чусовой
Шилово

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







<ПОЛОЖЕНИЕ О СЛУЖБЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ>
(утв. и.о. председателя комитета социальной защиты населения 20.06.2004)

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






УТВЕРЖДАЮ
И.о. председателя комитета
социальной защиты населения
Н.И.МАКСЮТЕНКО

ПОЛОЖЕНИЕ
О СЛУЖБЕ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ СЕМЬИ

1. КОНЦЕПЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

Работа с семьей представляет собой комплексную конструктивную деятельность, направленную на сохранение жизнеспособности семьи и содействия повышению адаптивности к новым условиям.
Обеспечение эффективности работы зависит от ряда равнозначных по приоритету позиций:
Формирование единого организационного пространства, обеспечивающего на каждом горизонтальном уровне комплексный подход в решении вопросов семьи;
Внедрение технологий сопровождения семьи в конкретной жизненной ситуации с обозначением роли и места каждого специалиста в системе сопровождения семьи.
Формирование позитивного образа семьи в обществе и сознания о персональной ответственности каждого гражданина за судьбу детей.
Каждая позиция требует определенных шагов - задач для осуществления.
1.1. Формирование единого организационного пространства.
1.1.1. Обеспечение единого понятийного пространства.
1.1.2. Формирование единого нормативно-правового пространства.
1.1.3. Формирование единого методического пространства.
1.2. Внедрение технологий сопровождения семьи.
1.2.1. Создание системы ранней профилактики неблагополучия.
1.2.2. Переоценка функциональных обязанностей имеющихся специалистов, развитие новых специальностей.
1.2.3. Обозначение места каждого социального института и учреждения в системе сопровождения.
1.2.4. Закрепление на нормативно-правовом уровне механизмов поддержки и самосохранения семьи.
1.3. Формирование позитивного образа семьи в обществе
1.3.1. Создание позитивного образа семьи в средствах массовой информации.
1.3.2. Обеспечение социальных льгот благополучным родителям.
1.3.3. Поощрение граждан, оказавших помощь детям в трудной жизненной ситуации.
1.3.4. Инициирование существующих и разработка дополнительных механизмов воздействия на граждан, не реализующих обязанности по оказанию помощи и защите прав детей.
Служба социальной реабилитации семьи (в дальнейшем - Служба) призвана через непосредственную помощь семье, оказавшейся в социально опасном положении, влиять на изменение ситуации в обществе.
Как новое структурное подразделение, Служба может развиваться последовательно. На первом этапе координатором выступает специалист муниципального органа. В дальнейшем Служба может быть создана при специализированном учреждении для несовершеннолетних, Центре помощи семье и детям или Центре психолого-педагогической помощи населению системы социальной защиты.
Учредителем Службы выступает муниципальный орган социальной защиты населения.

2. ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ И ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СЛУЖБЫ

Цель: Повышение способности семьи к самосохранению и самообеспечению.
Задачи: Получение адекватной картины состояния семей в районе посредством сбора и анализа данных семей и детей, находящихся в социально опасном положении.
Формирование конструктивного межведомственного пространства, обеспечивающего эффективность решения проблем семей и снижения затрат на дублирующие действия.
Дифференцированная работа по оказанию конкретной помощи различным семьям в зависимости от их состояния.
Разработка и осуществление программ по профилактике отклонений в семейном взаимодействии, поддержки семьи в кризисные периоды, формирование в общественном сознании приоритета семье как естественного и основного воспитательного института.
Для решения поставленных задач Служба предусматривает следующие виды деятельности:
- образовательно-просветительская;
- реабилитационная;
- инициирование нормативных документов, способствующих оздоровлению семей в районе, регионе.

3. РЕАЛИЗАЦИЯ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

Реализация задач и достижения поставленной цели требует принципиального подхода к нижеследующим неукоснительным требованиям:
3.1. Соблюдение этических принципов работы с семьей:
- принцип гуманизма, вера в способность человека и общества изменяться, развиваться, уважения личности и прав семьи, предполагает активность самой семьи в самосохранении и совершенствовании своего образа жизни при адекватной поддержке Службой;
- принцип объективности, опора на изучение закономерностей развития семьи в историческом процессе с учетом этнокультурных факторов, возраста самой семьи, ее педагогического опыта и т.п.;
- принцип последовательности и преемственности видов деятельности;
- принцип фамилиоцентризма требует, чтобы при социальной поддержке интересы семьи всегда стояли на первом месте, имея приоритет перед правами общества, государства или какой-либо группы;
- принцип толерантности, который заключается в профессиональной сдержанности и отсутствии осуждения по отношению к расовым, национальным, религиозным, личностным и поведенческим особенностям, отклоняющимся от обычного стереотипа, от "нормы";
- принцип сотрудничества. Семья не может принуждаться к участию в предлагаемых Службой видах деятельности и оставляет за собой право отказа.
3.2. Привлечение к непосредственной работе с семьей на должности участковых специалистов-кураторов граждан, получивших профессиональную подготовку, к выполнению деятельности объемом не менее 40 часов.
3.3. Отбор и привлечение для работы в семейно-консультативную группу только сертифицированных специалистов узкой специальности (юристы, психологи, медицинские работники, социальные педагоги).
3.4. Обеспечение повышения квалификации сотрудников Службы.
3.5. Оснащение Службы необходимым оборудованием для обработки информации и подготовки необходимых материалов и пособий для работы с населением, современными средствами презентации информации, банком диагностических методик и компьютерных программ.
3.6. Оформление договорных отношений Службы со специалистами, привлекаемыми к работе с семьей.
3.7. Сочетание бесплатных и платных услуг, оказываемых населению.
3.8. Координация работы Службы с работой других учреждений и служб, содействие формирования доверия населения к органам власти и специалистам учреждений и ведомств.

4. РАЗВИТИЕ СЛУЖБЫ

Структура Службы может развиваться последовательно в режиме развития системы реабилитации. Количество специалистов, работающих на основании договора, зависит от количества семей, находящихся в социально опасном положении, и возможностей района.
В состав службы входят:
1. Руководитель-координатор;
2. Специалисты по социальной работе с семьей - участковые кураторы (1 ставка на 20-25 семей, в том числе 10 - потенциально активных, нуждающихся в единовременной помощи; 5 - социально пассивных и не имеющих собственной стратегии, нуждающихся в системном патронировании; 10 - на контроле после системного патронирования) <*>;
   ------------------------------------

<*> Необходимо последовательное наращение количества семей от 5 в первые полгода, до 20-25 к концу второго года работы. Включение дополнительных семей происходит поэтапно.

дополнительно:
3. Специалисты семейно-консультативной группы (1 ставка юриста, социального педагога, медика на 6-8 кураторов, 150-200 семей и 1 ставка психолога на 3-4 куратора, 75-100 семей, находящихся в социально-опасном положении) <**>.
   ------------------------------------

<**> В районах, где есть учреждения системы социальной защиты населения, работающие с несовершеннолетними и их семьями, специалисты семейно-консультативной группы (психолог, юрист, социальный педагог, медицинский работник) уже есть. При их отсутствии, администрация района вправе вменение в обязанности консультирования участковых кураторов и курируемых семей по вопросам семейного благополучия специалистов других ведомств. Минимальная потребность в специалистах - психолог и юрист.

4.1. Руководитель-координатор (13-14 разряд ЕТС) - назначается из числа специалистов по социальной работе муниципального органа социальной защиты населения:
- Осуществляет координационную и регламентирующую деятельности Службы, направленную на решение его целей и задач;
- Отбирает семьи, нуждающиеся в патронаже, определяет их участкового куратора;
- Организует и осуществляет социальный мониторинг на территории района, составляет "социальный паспорт" территории;
- Анализирует эффективность деятельности специалистов Службы и вносит предложения по повышению ее качества в вышестоящую организацию;
- Осуществляет организационно-методическую помощь по внедрению программ сопровождения семей в различных кризисных ситуациях;
- Способствует повышению квалификации работников Службы;
- Информирует население и учредителя о результатах деятельности Службы;
- Ведет необходимую документацию.
4.2. Специалист по социальной работе с семьей - участковый куратор (11-13 разряд ЕТС) - привлекается на основании договора из числа работников учреждений системы профилактики безнадзорности несовершеннолетних, безработных граждан или волонтеров:
- Изучает состояние семьи, закрепленной за ним;
- Анализирует потребности и готовность семьи к самосохранению;
- Определяет медико-социально-психологическое состояние членов семьи, влияющее на ее эффективную социальную реабилитацию;
- Изучает материально-бытовые условия семьи для оказания ей необходимой социальной помощи и стабилизации ее жизнедеятельности;
- Налаживает доверительные отношения и способствует заключению договора (соглашения) о взаимном сотрудничестве по выводу семьи из социально опасного положения;
- Изучает психолого-педагогический потенциал семьи и оказывает ей посильную психолого-педагогическую помощь;
- Разрабатывает индивидуальную программу реабилитации семьи с включением самих членов семьи и специалистов заинтересованных служб в ее реализацию;
- Привлекает специалистов семейно-консультативной группы для конструктивного решения выявленных проблем членов семьи;
- Взаимодействует со специалистами социальных институтов (государственных структур, общественных организаций и населения) для формирования режима поддержки семьи;
- Способствует восстановлению утраченных семейных и родственных связей для организации социальной поддержки семьи;
- Формирует потребности у семьи в самосохранении через осознание собственных проблем;
- Ведет необходимую документацию.
4.3. Специалист семейно-консультативной службы (12-14 разряд ЕТС) - определяется руководителем муниципального органа социальной защиты населения или администрацией района города, осуществляет деятельность за счет расширения или перераспределения функций:
- Оказывает методическую помощь руководителю Службы и участковым кураторам в подборе методов изучения и коррекции проблем семьи;
- Оказывает непосредственную консультативную помощь членам семьи (или опосредованно через участкового куратора) по решению выявленных проблем;
- Осуществляет индивидуальную и групповую коррекционно-реабилитационную работу с членами семьи;
- Содействует в интеграции усилий других служб и ведомств по оказанию адресной помощи семье и детям.
- Ведет необходимую документацию.

5. ПОРЯДОК УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБОЙ

Общее управление Службой осуществляет руководитель муниципального органа социальной защиты населения, который определяет основные направления деятельности и развития Службы, обосновывает содержание деятельности и соответствующее ему штатное расписание, а также их изменения.
Число работников Службы определяется штатным расписанием. Последнее должно обеспечивать минимально необходимые условия для работы Службы.
Управление текущей деятельностью осуществляет руководитель-координатор Службы, который назначается на должность руководителем органа или учреждения социальной защиты населения на основании заключения контракта, освобождается от должности приказом.
Руководитель-координатор несет ответственность за работу Службы и отчитывается за свою деятельность перед учредителем.
При обязательном согласовании с вышестоящим органом определяет перечень платных услуг, заключает договоры, ведет подбор кадров соответствующего уровня квалификации, разрабатывает должностные инструкции с опорой на законодательные акты, утверждает формы обратной связи с населением, отчетности, фиксирования процесса деятельности.
Деятельность участковых специалистов-кураторов и специалистов консультационной группы, входящих в структуру Службы, определяется и регламентируется должностными инструкциями, соответствующими тарифно-квалификационным характеристикам.
Служба представляет информацию о своей деятельности только вышестоящей организации и тем органам, за которыми закон это право закрепил.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru