Законодательство
Пермского края

Березник
Бесово
Большая
Верещагинский р-н
Верх-Култым
Восход
Гари
Гора
Горы
Гремяча
Губаха
Добрянка
Еловский р-н
Заборье
Заимка
Заозерье
Захарово
Карьер
Кизел
Ключи
Комарово
Королево
Кунгур
Лысьва
Лябово
Мохово
Нефтебаза
Нижняя
Новоселы
Октябрьский р-н
Олени
Осинский р-н
Остров
Оханский р-н
Очерский р-н
Пермский край
Пермский р-н
Пермь
Посад
Савино
Селянки
Сибирь
Сова
Соликамск
Средняя
Уинский р-н
Усольский р-н
Усть-Сыны
Хухрята
Чусовой
Шилово

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пермской областной избирательной комиссии от 16.06.2005 № 13/03
"О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО МНОГОМАНДАТНЫМ ОКРУГАМ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ПЕРМСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ИЗБИРАТЕЛЬНАЯ КОМИССИЯ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 16 июня 2005 г. № 13/03

О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА
УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ
ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫХ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ
ПО МНОГОМАНДАТНЫМ ОКРУГАМ

Для организации деятельности избирательных комиссий, единообразия применения действующего законодательства при подготовке и проведении первых выборов глав и депутатов представительных органов вновь образованных городских и сельских поселений в Пермской области, дата голосования по которым определена Законодательным Собранием Пермской области - 2 октября 2005 года, Комиссия постановляет:

1. Утвердить методические рекомендации по организации единого порядка установления итогов голосования, составления протоколов избирательных комиссий, определения результатов выборов при проведении выборов депутатов представительных органов вновь образованных муниципальных образований по многомандатным избирательным округам (прилагаются).
2. Нижестоящим избирательным комиссиям в ходе подготовки и проведения голосования на первых выборах руководствоваться положениями методических рекомендаций.
3. Направить методические рекомендации в избирательные комиссии муниципальных районов (территориальные избирательные комиссии) для обнародования на местах и доведения до избирателей иными способами.
4. Разместить настоящее Постановление и методические рекомендации на сайте Пермской областной избирательной комиссии в сети "Интернет".
5. Контроль за выполнением настоящего Постановления возложить на Смертина А.Н. - секретаря Пермской областной избирательной комиссии.

Председатель комиссии
А.Н.ЛЕБЕДЕВ

Секретарь комиссии
А.Н.СМЕРТИН





Утверждены
Постановлением
Пермской областной
избирательной комиссии
от 16.06.2005 № 13/03

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНОГО ПОРЯДКА УСТАНОВЛЕНИЯ ИТОГОВ
ГОЛОСОВАНИЯ, СОСТАВЛЕНИЯ ПРОТОКОЛОВ ИЗБИРАТЕЛЬНЫХ КОМИССИЙ,
ОПРЕДЕЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ ВЫБОРОВ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ ВЫБОРОВ
ДЕПУТАТОВ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ ВНОВЬ ОБРАЗОВАННЫХ
МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ ПО МНОГОМАНДАТНЫМ
ИЗБИРАТЕЛЬНЫМ ОКРУГАМ

1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации разработаны в соответствии со статьями 61, 63, 64, 66, 67, 68, 69, 70 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законом Пермской области "О первых выборах глав и депутатов представительных органов вновь образованных городских и сельских поселений в Пермской области" (далее - Закона Пермской области).
1.2. Настоящие методические рекомендации применяются ТОЛЬКО при проведении ПЕРВЫХ выборов депутатов представительных органов вновь образованных городских и сельских поселений по МНОГОМАНДАТНЫМ избирательным округам.
1.3. Нормативно-правовой основой использования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" (далее - ГАС "Выборы") при подготовке и проведении выборов депутатов представительных органов вновь образованных городских и сельских поселений являются Федеральные законы "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", "О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации "Выборы", Закон Пермской области "О первых выборах глав и депутатов представительных органов вновь образованных городских и сельских поселений", нормативные акты Пермской областной избирательной комиссии.
1.4. С момента начала голосования и до момента подписания протоколов о результатах выборов соответствующая избирательная комиссия использует ГАС "Выборы" для наблюдения за ходом голосования и подведения итогов голосования путем передачи данных от нижестоящих избирательных комиссий вышестоящим избирательным комиссиям.
Данные о ходе голосования и его результаты, полученные через государственную автоматизированную информационную систему, являются предварительной информацией, не имеющей юридического значения.
1.5. В настоящей Инструкции используются следующие основные термины:
Основные термины и понятия, используемые в настоящих методических рекомендациях, применяются в том же значении, что и в Федеральном законе "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", Законе Пермской области "О первых выборах глав и депутатов представительных органов вновь образованных городских и сельских поселений в Пермской области".
Избирательная комиссия поселения - избирательная комиссия муниципального образования;
Муниципальное образование - городское или сельское поселение;
Избирательная комиссия муниципального района - территориальная избирательная комиссия, на которую Пермской областной избирательной комиссией возложены полномочия комиссии муниципального образования (района, города);
Окружные избирательные комиссии не образуются. Их полномочия реализует избирательная комиссия поселения.
Полномочия избирательной комиссии поселения могут быть возложены на избирательную комиссию муниципального района (территориальную избирательную комиссию).
Государственная автоматизированная система Российской Федерации "Выборы" (ГАС "Выборы") - автоматизированная информационная система, реализующая информационные процессы при подготовке и проведении выборов и референдума;
комплексы средств автоматизации ГАС "Выборы" (далее - комплексы средств автоматизации) - совокупность взаимосвязанных программно-технических средств, предназначенных для сбора, обработки, накопления, хранения, поиска и передачи информации;
компьютерная форма протокола - сокращенное описание позиций протокола, используемых ГАС "Выборы" для ввода данных протоколов;
компьютерный протокол - таблица, формируемая на экране монитора или выводимая на принтер и содержащая результат суммирования посредством ГАС "Выборы" данных, введенных из протоколов участковых комиссий или принятых по системе телекоммуникаций ГАС "Выборы" от территориальных избирательных комиссий, окружных избирательных комиссий;
компьютерная сводная таблица - таблица, формируемая на экране монитора или выводимая на принтер из базы данных ГАС "Выборы" и содержащая данные протоколов соответствующих нижестоящих избирательных комиссий;
системный администратор - специалист, обеспечивающий эксплуатацию комплекса средств автоматизации в соответствующей избирательной комиссии;
оператор базы данных ГАС "Выборы" - работник избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии), осуществляющий под руководством системного администратора клавиатурный ввод данных из протоколов участковых избирательных комиссий в том случае, когда ввод данных организован более чем на одном автоматизированном рабочем месте;
оперативные итоги - информация, содержащая данные протоколов, введенные в ГАС "Выборы" и суммированные на произвольный момент времени до того, как были введены данные протоколов всех избирательных комиссий;
предварительные итоги - информация, содержащая данные всех протоколов, которые должны быть введены в ГАС "Выборы" на данном комплексе средств автоматизации.

2. Организация работы участковой избирательной комиссии
до дня и в день голосования

Участковая избирательная комиссия:
а) заблаговременно информирует население об адресе и о номере телефона участковой комиссии, времени ее работы, а также о дне, времени и месте голосования;
б) уточняет список избирателей, производит ознакомление избирателей с данным списком, рассматривает заявления об ошибках и о неточностях в данном списке и решает вопросы о внесении в него соответствующих изменений;
в) принимает постановление о количестве переносных ящиков для обеспечения голосования вне помещения для голосования;
г) перед подписанием акта о получении от избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии) избирательных бюллетеней в обязательном порядке проводит их пересчет;
д) обеспечивает подготовку помещений для голосования, ящиков для голосования и другого оборудования;
е) обеспечивает информирование избирателей о зарегистрированных кандидатах на основе сведений, полученных из избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии);
ж) контролирует соблюдение на территории избирательного участка порядка проведения предвыборной агитации;
з) организует на избирательном участке досрочное голосование, а также голосование в день выборов;
и) проводит подсчет голосов, устанавливает итоги голосования на избирательном участке, составляет протокол об итогах голосования и передает его в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию);
к) объявляет итоги голосования на избирательном участке и выдает заверенные копии протокола об итогах голосования либо заверяет указанные копии лицам, осуществлявшим наблюдение за ходом голосования;
л) рассматривает в пределах своих полномочий жалобы (заявления) на нарушение избирательного законодательства и принимает по указанным жалобам (заявлениям) мотивированные решения;
м) при обнаружении правонарушений составляет протоколы об административных правонарушениях (готовит материалы для таких протоколов) и направляет данные протоколы в соответствии с законодательством об административных правонарушениях в правоохранительные органы или суд;
н) обеспечивает хранение и передачу в вышестоящие избирательные комиссии документов, связанных с подготовкой и проведением выборов;
о) по письменному указанию избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии) вносит изменения в избирательные бюллетени после их изготовления. В случае выбытия кандидата, члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по письменному указанию избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии) вычеркивают в бюллетенях данные о соответствующем кандидате. Вычеркивание должно производиться прямой линией по строкам записей всех данных о кандидате, наносимой только шариковой ручкой или чернилами черного, фиолетового или синего цветов. При этом наносимая линия должна проходить через пустой квадрат напротив строки данных о кандидате;
п) накануне дня голосования уточняет в избирательной комиссии муниципального образования (территориальной избирательной комиссии) график и формы представления сведений об открытии помещений для голосования и сведений о ходе голосования. Готовит необходимые для работы в день голосования формы актов, ведомостей и других избирательных документов;
р) осуществляет иные полномочия в соответствии с законом.

3. Организация работы участковой избирательной комиссии
в день голосования

1) В день голосования в 8.00 председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым.
Незамедлительно после открытия помещения для голосования участковая избирательная комиссия передает соответствующую информацию в избирательную комиссию поселения, избирательную комиссию муниципального района по телефону; в течение дня голосования в соответствии с установленными сроками передачи сведений информирует избирательную комиссию поселения, избирательную комиссию муниципального района о ходе голосования.
2) Перед началом голосования в помещении для голосования вывешивается увеличенная форма протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования. Увеличенная форма протокола должна быть расположена в помещении для голосования таким образом, чтобы члены участковой избирательной комиссии, вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели могли прочитать в них данные об итогах голосования.
В увеличенной форме протокола перечень жалоб (заявлений), актов и иных документов, прилагаемых к протоколу, а также подписи членов участковой избирательной комиссии не воспроизводятся.
Увеличенная форма протокола об итогах голосования не заменяет собой протокол участковой комиссии, а данные, занесенные в нее, не имеют юридического значения.
3) Затем председатель участковой избирательной комиссии предъявляет к осмотру всем присутствующим пустые переносные ящики для проведения голосования вне помещения и стационарные ящики для голосования и опечатывает их печатью участковой избирательной комиссии.
4) Затем председатель участковой избирательной комиссии в присутствии:
- членов участковой избирательной комиссии (с правом решающего и совещательного голоса),
- членов вышестоящих избирательных комиссий (с правом решающего и совещательного голоса),
- зарегистрированного кандидата или его доверенного лица,
- представителей средств массовой информации,
- наблюдателей,
- иностранных (международных) наблюдателей,
(далее - лица, которые вправе присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей), сообщает об общем количестве избирателей, проголосовавших досрочно, в том числе в помещении избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района), предъявляет для визуального ознакомления запечатанные конверты с избирательными бюллетенями и список избирателей, проголосовавших досрочно. После этого председатель вскрывает поочередно каждый конверт с бюллетенями избирателей, проголосовавших досрочно.
5) В случае если число досрочно проголосовавших в помещениях избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) и участковой избирательной комиссии избирателей будет составлять более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее 10 избирателей), на оборотной стороне избирательных бюллетеней, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших избирателей, непосредственно после извлечения из конвертов избирательных бюллетеней проставляется печать участковой избирательной комиссии.
6) После совершения указанных действий, председатель участковой избирательной комиссии, соблюдая тайну волеизъявления избирателя (то есть не допуская возможности визуально ознакомиться с отметкой о голосовании в бюллетенях), опускает избирательные бюллетени в стационарный ящик для голосования.
Если на конверте отсутствуют необходимые реквизиты (подписи двух членов комиссии с правом решающего голоса, подпись избирателя, печать комиссии) либо из конверта извлечено более одного бюллетеня установленной формы по соответствующему округу, все извлеченные из данного конверта бюллетени признаются недействительными, о чем составляется акт. На лицевую сторону каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, позиций "Против всех кандидатов", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии.
7) После завершения работы с бюллетенями досрочно проголосовавших избирателей, в списке избирателей напротив фамилий избирателей, проголосовавших досрочно, делается отметка: "Проголосовал досрочно".
8) Председатель участковой избирательной комиссии выдает членам УИК с правом решающего голоса под роспись, по ведомости избирательные бюллетени для выдачи избирателям в помещении участковой избирательной комиссии и приглашает избирателей приступить к голосованию.

4. Протоколы участковой избирательной комиссии
об итогах голосования

4.1. Участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования на соответствующем избирательном участке.
4.2. Протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составляется на листе формата А3. Протокол должен быть подписан всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с проставлением печати участковой избирательной комиссии и указанием даты и времени (часы, минуты) составления протокола. Подписание протокола участковой избирательной комиссией до окончания подсчета голосов избирателей не допускается. Протокол участковой избирательной комиссии составляется в двух экземплярах. Номер экземпляра должен указываться в специально отведенной для этого строке - вверху слева на первой странице протокола. Дата и время (часы, минуты) подписания протокола во всех двух экземплярах должны быть одинаковыми.
4.3. Числа по всем строкам заносятся в протоколы об итогах голосования цифрами и прописью. Цифры вносятся в предназначенные для этих целей клетки, которые подлежат обязательному заполнению. Если при заполнении протокола участковой избирательной комиссии количество цифр в строке окажется менее четырех, то в свободных клетках, стоящих в начале ряда, проставляются нули.

Например:

0 8 7 4
или
0 0 3 6

В случае если в строку должно быть внесено значение "ноль", то ноли проставляются во всех четырех клетках, а справа от них записывается слово "ноль".

5. Подготовка к непосредственному подсчету
голосов избирателей

5.1. Подсчет голосов избирателей осуществляется открыто и гласно с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола об итогах голосования последовательно всех результатов выполняемых действий по подсчету бюллетеней и голосов избирателей членами участковой комиссии с правом решающего голоса.
5.2. С момента начала работы участковой избирательной комиссии в день голосования и до получения сообщения о принятии избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) протоколов об итогах голосования, а также при повторном подсчете голосов избирателей на избирательных участках вправе присутствовать: члены УИК с правом совещательного голоса, члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо.
Для присутствия на заседаниях и при осуществлении участковой избирательной комиссией работы с избирательными документами перечисленным лицам не требуется дополнительное разрешение избирательной комиссии. На заседаниях при подсчете голосов избирателей и осуществлении участковой избирательной комиссией работы с избирательными документами вправе присутствовать представители средств массовой информации, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
Указанным лицам участковой избирательной комиссией должна быть предоставлена возможность присутствовать при подсчете голосов избирателей и наблюдать за подсчетом, а также обеспечен свободный доступ в помещение, в котором ведется подсчет голосов и осуществляется работа с избирательными документами.
5.3. По истечении времени голосования (в 20.00 часов) председатель участковой избирательной комиссии объявляет, что получить избирательные бюллетени и проголосовать могут только избиратели, уже находящиеся в помещении для голосования. После этого двери помещения для голосования закрываются. Подсчет голосов избирателей начинается сразу после окончания времени голосования и проводится без перерыва до установления итогов голосования, которые должны быть доведены до сведения всех членов участковой избирательной комиссии и лиц, присутствующих при подсчете голосов.
5.4. В случае совмещения выборов разных уровней в первую очередь осуществляется подсчет голосов по выборам в федеральные органы государственной власти, органы государственной власти Пермской области, по выборам в органы местного самоуправления II уровня, затем - по выборам ГЛАВЫ поселения, после чего - депутатов представительных органов поселений.
5.5. После того как проголосовали все избиратели, находившиеся в помещении для голосования при объявлении председателем участковой избирательной комиссии об истечении времени голосования, председатель, заместитель председателя либо секретарь участковой избирательной комиссии доводит до сведения находящихся в помещении для голосования, в котором будет производиться подсчет голосов избирателей, что имеют право присутствовать при подсчете голосов:
- члены вышестоящих избирательных комиссий,
- члены участковых избирательных комиссий с правом совещательного голоса,
- зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо,
- представители средств массовой информации,
- наблюдатели,
- иностранные (международные) наблюдатели.
Вышеперечисленные лица занимают места, позволяющие им наблюдать за действиями членов участковой избирательной комиссии, но так, чтобы при этом не создавать препятствий работе членов участковой избирательной комиссии.

6. Объявление последовательности и порядка действий
членов участковой избирательной комиссии

6.1. Председатель участковой избирательной комиссии объявляет присутствующим при подсчете голосов избирателей общую последовательность дальнейших действий членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса:
1) подсчет и погашение неиспользованных избирательных бюллетеней;
2) работа со списком избирателей;
3) осуществление подсчета избирательных бюллетеней установленной формы в переносных ящиках для голосования (поочередно по каждому переносному ящику).
4) вскрытие стационарных ящиков для голосования, сортировка избирательных бюллетеней;
5) подсчет голосов избирателей и проверка соотношений;
6) составление протокола в двух экземплярах.
7) проведение итогового заседания участковой избирательной комиссии, рассмотрение жалоб (заявлений), поступивших в ходе подсчета голосов избирателей, принятие решения об итогах голосования, подписание протокола.

7. Процедура погашения избирательных бюллетеней, работа
с погашенными избирательными бюллетенями

7.1. В ходе работы по подсчету и погашению избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования избирательного законодательства и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии.
7.2. Прежде всего члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и погашают, отрезая левый нижний угол, неиспользованные бюллетени (при этом не допускается повреждение квадратов, размещенных на бюллетене справа от сведений о зарегистрированных кандидатах, строки "Против всех кандидатов", затем оглашают и вносят число погашенных неиспользованных бюллетеней, а также бюллетеней, испорченных избирателями при проведении голосования, в строку 7 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы, находящейся в помещении для голосования.
В увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии данные об итогах голосования по мере их поступления вправе заносить председатель, заместитель председателя, секретарь либо член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, организующий подсчет голосов избирателей.
7.3. Члены избирательной комиссии с правом совещательного голоса, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели вправе под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса визуально ознакомиться с погашенными избирательными бюллетенями.

8. Заполнение строки 2 протокола

8.1. Председатель, заместитель председателя или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает число избирательных бюллетеней, поступивших в участковую избирательную комиссию из избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) и предъявляет присутствующим соответствующий акт. Эти данные заносятся в строку 2 протокола об итогах голосования и в его увеличенную форму.
8.2. ВНИМАНИЕ!
Данные о бюллетенях, извлеченных из конвертов досрочно проголосовавших в избирательной комиссии поселения (муниципального района), в указанное число не входят и в строке 2 протокола не отражаются.

9. Работа со списком избирателей

9.1. В ходе работы со списком избирателей председатель участковой избирательной комиссии поэтапно разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования избирательного законодательства и последовательность действий членов участковой избирательной комиссии.
9.2. После этого члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вносят в каждую страницу списка избирателей следующие суммарные данные по этой странице:
а) число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования (без учета избирателей, выбывших по каким-либо причинам);
б) число бюллетеней, выданных избирателям в помещении для голосования в день голосования (устанавливается по числу подписей избирателей в списке избирателей);
в) число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
г) число избирателей, проголосовавших досрочно (устанавливается по числу соответствующих отметок в списке избирателей);
при этом указывается отдельно число избирательных бюллетеней, выданных избирательной комиссией поселения (избирательной комиссией муниципального района);
9.3. После внесения указанных данных каждая страница списка избирателей подписывается внесшим эти данные членом избирательной комиссии, который затем их суммирует, оглашает и сообщает председателю, заместителю председателя или секретарю участковой избирательной комиссии и лицам, присутствующим при подсчете голосов.
Итоговые данные, определяемые как сумма данных, председатель (заместитель председателя) или секретарь участковой избирательной комиссии оглашает, вносит в последнюю страницу списка избирателей, подтверждает своей подписью и заверяет печатью участковой избирательной комиссии.
9.4. Оглашенные данные вносятся председателем (заместителем председателя) в соответствующие строки протокола об итогах голосования и его увеличенной формы:
а) в строку 1 - число избирателей, внесенных в список избирателей на момент окончания голосования;
б) в строку 5 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим в помещении для голосования в день голосования;
в) в строку 6 - число бюллетеней, выданных избирателям, проголосовавшим вне помещения для голосования в день голосования.
Одновременно с вышеуказанными действиями, секретарь участковой избирательной комиссии заносит эти данные непосредственно в протокол об итогах голосования.
Для удобства подсчета итогов по всем страницам списка избирателей возможно использование заранее расчерченных листов для внесения в них суммарных данных с каждой страницы списка избирателей. Однако в этом случае перед суммированием необходимо убедиться в идентичности записей по каждой странице списка избирателей и записей, внесенных на расчерченные листы для суммирования.
9.5. После этого со списком избирателей вправе ознакомиться члены и представители вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели, а члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности произведенного подсчета.
Дальнейшая работа со списком избирателей не может проводиться до проверки контрольных (специальных) соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования. Список избирателей на это время убирается в сейф либо иное специально приспособленное для хранения документов место. Хранение списка избирателей, исключающее доступ к нему лиц, находящихся в помещении для голосования, обеспечивается председателем или секретарем участковой избирательной комиссии.

10. Непосредственный подсчет голосов избирателей

10.1. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится в специально отведенных местах, оборудованных таким образом, чтобы к ним был обеспечен доступ членов избирательной комиссии как с правом решающего, так и с правом совещательного голоса. Членам избирательной комиссии с правом решающего голоса, кроме председателя (заместителя председателя) и секретаря избирательной комиссии, запрещается при подсчете голосов пользоваться письменными принадлежностями.
10.2. Лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов, должен быть обеспечен полный обзор действий членов избирательной комиссии. Непосредственный подсчет голосов избирателей производится по находящимся в переносных и стационарных ящиках для голосования бюллетеням членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса.
При непосредственном подсчете голосов избирателей вправе присутствовать члены участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса, члены вышестоящих избирательных комиссий, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, наблюдатели, международные наблюдатели, представители средств массовой информации.
10.3. При непосредственном подсчете голосов в ходе сортировки избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально и не заверенные избирательной комиссией. Указанные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Данные бюллетени упаковываются в отдельную пачку и опечатываются.
В случае обнаружения участковой избирательной комиссией в переносных или стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, в котором указывается количество обнаруженных избирательных бюллетеней неустановленной формы, причина (причины), по которой (которым) данные избирательные бюллетени считаются бюллетенями неустановленной формы. Акт с первым экземпляром соответствующего протокола участковой избирательной комиссии направляется в избирательную комиссию поселения (избирательную комиссию муниципального района).

11. Подсчет числа избирательных бюллетеней в переносных
ящиках для голосования

11.1. В первую очередь производится подсчет бюллетеней, находившихся в переносных ящиках для голосования. Вскрытию переносных ящиков для голосования предшествует проверка неповрежденности печатей (пломб) на них.
11.2. Подсчет ведется таким образом, чтобы не нарушалась тайна голосования, при этом отделяются избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально либо не заверенные избирательной комиссией. Указанные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Данные бюллетени упаковываются в отдельную пачку и опечатываются.
11.3. Если число бюллетеней установленной формы, обнаруженных в переносном ящике для голосования, больше количества заявлений избирателей, содержащих отметку о числе полученных бюллетеней, все бюллетени, находившиеся в данном переносном ящике для голосования, решением участковой избирательной комиссии признаются недействительными, о чем составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования и в котором указываются фамилии и инициалы членов участковой избирательной комиссии, обеспечивавших проведение голосования вне помещения для голосования с использованием данного переносного ящика для голосования.
Число признанных в этом случае недействительными бюллетеней оглашается, вносится в указанный акт и впоследствии суммируется с числом недействительных бюллетеней, выявленных при сортировке бюллетеней. На лицевой стороне каждого из этих бюллетеней, на квадратах, расположенных справа от данных баллотирующихся кандидатов, позиций "Против всех кандидатов", вносится запись о причине признания бюллетеня недействительным, которая подтверждается подписями двух членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии, а сами избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов упаковываются отдельно, опечатываются и при дальнейшем подсчете не учитываются.
11.4. Подсчет избирательных бюллетеней производится в каждом переносном ящике для голосования отдельно в вышеуказанном порядке.
11.5. Число извлеченных из всех переносных ящиков для голосования бюллетеней установленной формы суммируется, оглашается и вносится в строку 8 протокола об итогах голосования и увеличенную формы протокола.
11.6. Сортировка бюллетеней по голосам, поданным "За кандидатов", "Против всех кандидатов" не производится.

12. Вскрытие стационарных ящиков для голосования,
сортировка избирательных бюллетеней

12.1. Перед вскрытием стационарных ящиков для голосования председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов требования действующего избирательного законодательства к порядку дальнейшей работы членов участковой избирательной комиссии с избирательными бюллетенями.
12.2. Стационарные ящики для голосования вскрываются после проверки неповрежденности печатей (пломб) на них.
После вскрытия стационарных ящиков для голосования извлеченные из них избирательные бюллетени смешиваются с избирательными бюллетенями, извлеченными из переносных ящиков для голосования.
При этом избирательные бюллетени по выборам ГЛАВЫ муниципального образования сортируются (отделяются) в отдельные пачки от избирательных бюллетеней по выборам депутатов представительного органа муниципального образования.
12.3. При проведении выборов по многомандатному избирательному округу и наличии у избирателя более одного голоса, сортировка бюллетеней по голосам избирателей, поданных за каждого из кандидатов не производится.
12.4. СОРТИРОВКА бюллетеней производится на ГРУППЫ ПО КОЛИЧЕСТВУ ОТМЕТОК в бюллетене установленной формы!!!
В отдельные пачки откладываются также бюллетени, содержащие отметку "Против всех кандидатов", и недействительные бюллетени.

НАПРИМЕР:

Избирательный участок входит в многомандатный округ, где распределяются 3 мандата. Избиратель имеет 3 голоса, то есть, избиратель вправе поставить любой знак не более чем за 3 кандидатов (можно и 2 знака, и 1 знак) или только 1 знак в квадрате "Против всех кандидатов",
следовательно:

Бюллетени сортируются на следующие ГРУППЫ:

I группа: - бюллетень содержит 3 отметки;
II группа: - бюллетень содержит 2 отметки;
III группа: - бюллетень содержит 1 отметку;
IV группа: - отметка "Против всех кандидатов";
V группа: - недействительные бюллетени.

Для удобства сортировки избирательных бюллетеней для голосования возможно использование табличек с возможным вариантом отметок в бюллетене.

(И так далее: в зависимости от числа имеющихся у избирателя голосов и, следовательно, возможного количества отметок в бюллетене.
Если распределяются 5 мандатов, а голосов у избирателя 3, он вправе поставить в бюллетене не более 3 отметок, то при сортировке бюллетеней будет образовано 5 групп: - 3 отметки; - 2 отметки; - 1 отметка; - "Против всех кандидатов"; - недействительные бюллетени.
Если распределяются 10 мандатов, а голосов у избирателя 10, он вправе поставить в бюллетене не более 10 отметок, то при сортировке бюллетеней будет образовано 12 групп: - 10 отметок; - 9 отметок; - и т.д., включая - "Против всех кандидатов"; - недействительные бюллетени.)
12.5. При сортировке бюллетеней члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса оглашают содержащиеся в каждом из них количество отметок избирателя и представляют избирательные бюллетени для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.
Одновременное оглашение содержания двух и более избирательных бюллетеней не допускается.
12.6. Если число досрочно проголосовавших в помещениях избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) и участковой избирательной комиссии составляет более одного процента от числа избирателей, внесенных в список избирателей на избирательном участке (но не менее десяти избирателей), участковая избирательная комиссия по требованию любого члена избирательной комиссии, наблюдателя обязана произвести отдельный подсчет голосов по бюллетеням, на оборотной стороне которых проставлена печать участковой избирательной комиссии. По результатам указанного подсчета участковой избирательной комиссией составляется акт, который прилагается к протоколу об итогах голосования. При этом такие избирательные бюллетени упаковываются отдельно и опечатываются.

13. Подсчет голосов избирателей и составление протокола
об итогах голосования

13.1. При сортировке избирательных бюллетеней участковая избирательная комиссия отделяет избирательные бюллетени неустановленной формы, то есть не изготовленные официально и не заверенные избирательной комиссией. Указанные избирательные бюллетени при непосредственном подсчете голосов не учитываются. Данные бюллетени упаковываются в отдельную пачку.
В случае обнаружения участковой избирательной комиссией в переносных или стационарных ящиках для голосования избирательных бюллетеней неустановленной формы участковая избирательная комиссия составляет соответствующий акт, в котором указывается количество обнаруженных избирательных бюллетеней неустановленной формы, причина (причины), по которой (которым) данные избирательные бюллетени считаются бюллетенями неустановленной формы. Акт с первым экземпляром соответствующего протокола участковой избирательной комиссии направляется в избирательную комиссию муниципального образования (территориальную избирательную комиссию).
13.2. Недействительные избирательные бюллетени подсчитываются и суммируются отдельно.
Недействительными считаются избирательные бюллетени:
1 - которые не содержат отметок в квадратах, расположенных напротив фамилий кандидатов, позиций "Против всех кандидатов" (бюллетени без отметок),
2 - в которых общее число отметок в указанных квадратах больше числа голосов, имеющихся у избирателя (п. 8 ст. 48 Закона Пермской области "О первых выборах..."),
3 - в которых отметки проставлены за отдельных кандидатов и в квадрате "Против всех кандидатов".
В случае возникновения сомнений в определении волеизъявления избирателя, этот бюллетень откладывается в отдельную пачку. По окончании сортировки участковая избирательная комиссия решает вопрос о действительности всех сомнительных бюллетеней путем голосования, при этом на оборотной стороне бюллетеня указываются причины признания его действительным или недействительным. Эта запись подтверждается подписями двух или более членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и заверяется печатью участковой избирательной комиссии. Избирательный бюллетень, признанный действительным или недействительным, присоединяется к соответствующей пачке избирательных бюллетеней. Общее число недействительных избирательных бюллетеней (с учетом числа бюллетеней, признанных недействительными в соответствии с пунктом 12 ст. 53 и пунктом 7 ст. 50 Закона Пермской области "О первых выборах...") заносится в строку 10 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы.
13.3. После этого производится подсчет рассортированных избирательных бюллетеней установленной формы в каждой пачке отдельно по каждой группе голосов, позиции "Против всех кандидатов".
Содержащиеся в каждом из бюллетеней отметки избирателя оглашаются с представлением бюллетеня для визуального контроля всем лицам, присутствующим при непосредственном подсчете голосов.
Одновременное оглашение содержания двух и более бюллетеней не допускается.
13.4. После оглашения данные, содержащиеся в бюллетене, заносятся в специальную таблицу по количеству голосов избирателей, поданных за каждого кандидата из многомандатного избирательного округа.
Таблица должна содержать номер избирательного округа, фамилии, имена, отчества кандидатов, внесенных в избирательный бюллетень.
13.5. После этого членами избирательной комиссии с правом решающего голоса с помощью данных таблицы производится суммирование голосов избирателей, поданных за каждого кандидата из многомандатного избирательного округа и позицию "Против всех кандидатов".
Полученные данные оглашаются членами избирательной комиссии с правом решающего голоса и вносятся в строку 14 и последующие строки протокола об итогах голосования, а также его увеличенной формы.
13.6. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают и вносят в строку 11 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число действительных избирательных бюллетеней.
13.7. Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса подсчитывают, оглашают и вносят в строку 9 протокола об итогах голосования и его увеличенной формы число избирательных бюллетеней установленной формы, находящихся в стационарных ящиках для голосования, которое рассчитывается по следующей формуле: 10+11-8 (строки протокола).
13.8. После этого с рассортированными избирательными бюллетенями под контролем членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса вправе визуально ознакомиться наблюдатели, а члены участковой комиссии с правом совещательного голоса вправе убедиться в правильности проведенного подсчета.

14. Проверка контрольных (специальных) соотношений

14.1. После ознакомления членов участковой комиссии с правом совещательного голоса и наблюдателей с рассортированными бюллетенями проводится проверка контрольных (специальных) соотношений данных, внесенных в протокол об итогах голосования.
14.2. Данные контрольные (специальные) соотношения распространяются ТОЛЬКО на выборы по многомандатным избирательным округам при наличии у избирателя более одного голоса.
14.3. В ходе проверки контрольных (специальных) соотношений председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов порядок проверки.

Контрольные (специальные) соотношения:

1 больше или равно 3 + 5 + 6
2 равно 3 + 5 + 6 + 7 + 12 - 13 - 4
3 + 5 + 6 больше или равно 8 + 9
8 + 9 равно 10 + 11
11 меньше или равно 14 + все последующие строки протокола
S х 11 больше или равно 14 + все последующие строки протокола, где S - количество мандатов в округе.

14.4. Перед проведением проверки контрольных (специальных) соотношений проверяется соответствие записей данных в строках протокола, выполненных цифрами и прописью.
Если указанные контрольные (специальные) соотношения не выполняются, участковая избирательная комиссия принимает решение о дополнительном подсчете по всем или отдельным строкам протокола об итогах голосования, в том числе о дополнительном подсчете избирательных бюллетеней.

15. Упаковка избирательных бюллетеней

15.1. После завершения подсчета рассортированные избирательные бюллетени упаковываются в отдельные пачки по группам (согласно количеству отметок в бюллетене).
15.2. В ходе упаковки избирательных бюллетеней председатель участковой избирательной комиссии разъясняет присутствующим при подсчете голосов избирателей требования избирательного законодательства к проведению данной работы.
15.3. В отдельные пачки упаковываются избирательные бюллетени, в которых поданы голоса против всех кандидатов, а также недействительные, погашенные избирательные бюллетени и избирательные бюллетени неустановленной формы.
На каждой пачке указываются число содержащихся в ней избирательных бюллетеней, количество отметок в бюллетене, либо ставится одна из отметок: "Недействительные бюллетени", "Против всех кандидатов", "Избирательные бюллетени неустановленной формы", "Погашенные избирательные бюллетени".
15.4. Сложенные таким образом избирательные бюллетени упаковываются в мешки или коробки, на которых указываются номер избирательного участка, число избирательных бюллетеней. Мешки или коробки опечатываются и могут быть вскрыты только по решению вышестоящей избирательной комиссии или суда. На указанных мешках или коробках вправе поставить свои подписи члены участковой избирательной комиссии как с правом решающего голоса, так и с правом совещательного голоса. Упаковка осуществляется в присутствии лиц, которые вправе присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей. Им предоставляется возможность поставить на мешках или коробках свои подписи.

16. Подписание протокола участковой избирательной комиссии

16.1. После проведения всех необходимых действий и подсчетов участковая избирательная комиссия в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются жалобы (заявления), поступившие в избирательную комиссию в день голосования, о нарушениях при голосовании и подсчете голосов избирателей, после чего подписывается протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования и выдаются копии протокола лицам, которые вправе присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей.
16.2. Протокол об итогах голосования заполняется в двух экземплярах всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Не допускаются заполнение протокола об итогах голосования карандашом и внесение в него каких-либо изменений. Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания этого протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
16.3. Если во время заполнения протокола об итогах голосования некоторые члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса отсутствуют, в протоколе делается об этом запись с указанием причины их отсутствия ("Болен", "Командировка" и т.п.). Запись заверяется подписью председателя, либо заместителя председателя, либо секретаря участковой избирательной комиссии.
16.4. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Если при подписании протокола об итогах голосования имеет место проставление подписи хотя бы за одного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса другим членом участковой избирательной комиссии или посторонним лицом, это является основанием для признания данного протокола недействительным и проведения повторного подсчета голосов.
16.5. При подписании протокола об итогах голосования члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, не согласные с содержанием протокола, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.

17. Порядок работы участковой избирательной комиссии
с протоколом после его подписания и организация работы
по проведению повторного подсчета голосов избирателей

17.1. По требованию лиц, которые вправе присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей, участковая избирательная комиссия немедленно после подписания протокола об итогах голосования обязана выдать указанным лицам или предоставить им возможность изготовить копию протокола об итогах голосования, а также заверить ее.
17.2. Заверение копии протокола производится председателем (в случае его отсутствия - заместителем председателя или секретарем) участковой избирательной комиссии. При этом указанные лица проверяют соответствие данных копии протокола данным, содержащимся в экземпляре протокола об итогах голосования, подписанном всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, после чего в заверяемом документе делают запись "Верно", расписываются, в обязательном порядке указывают дату и время (часы, минуты) заверения и проставляют печать участковой избирательной комиссии.
17.3. Участковая избирательная комиссия отмечает факт выдачи копии в соответствующем реестре. Лицо, получившее копию, расписывается в указанном реестре. Лицо, заверяющее копию протокола об итогах голосования, расписывается в указанном реестре и несет ответственность за ее полноту и достоверность содержащихся в копии протокола данных.
17.4. Первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования после подписания его всеми присутствующими членами участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса и выдачи его заверенных копий лицам, имеющим право на получение этих копий, либо заверения этих копий незамедлительно направляется в избирательную комиссию поселения (избирательную комиссию муниципального района) и возврату в участковую избирательную комиссию не подлежит.
17.5. К первому экземпляру протокола об итогах голосования приобщаются особые мнения членов участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, а также поступившие в указанную избирательную комиссию в день голосования и до окончания подсчета голосов избирателей жалобы (заявления) на нарушения закона, на основании которого проводятся выборы, принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения участковой комиссии и составленные в день голосования участковой комиссией акты.
17.6. Первый экземпляр протокола об итогах голосования с приложенными к нему документами доставляется в избирательную комиссию поселения (избирательную комиссию муниципального района) председателем или секретарем участковой избирательной комиссии либо иным членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса по поручению председателя участковой избирательной комиссии. При указанной передаче протокола участковой избирательной комиссии вправе присутствовать другие члены участковой избирательной комиссии, а также наблюдатели, направленные в данную участковую избирательную комиссию.
17.7. Второй экземпляр протокола об итогах голосования предоставляется для ознакомления лицам, которые вправе присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей, а его заверенная копия вывешивается для всеобщего ознакомления в месте, установленном участковой избирательной комиссией, после чего второй экземпляр протокола вместе с предусмотренной избирательной документацией, включая избирательные бюллетени, а также печать участковой избирательной комиссии передается в избирательную комиссию поселения (избирательную комиссию муниципального района) для хранения.
17.8. Если после подписания протокола об итогах голосования и направления его первого экземпляра в избирательную комиссию поселения (избирательную комиссию муниципального района), участковая избирательная комиссия, составившая протокол, выявила в нем неточность (описку, опечатку либо ошибку в сложении данных), она вправе на своем заседании рассмотреть вопрос о внесении уточнений в протокол. О принятом решении участковая избирательная комиссия в обязательном порядке информирует своих членов с правом совещательного голоса, наблюдателей и других лиц, присутствующих на составлении ранее утвержденного протокола, а также представителей средств массовой информации.
В этом случае участковая избирательная комиссия составляет протокол об итогах голосования, на котором делается отметка "Повторный". Указанный протокол незамедлительно направляется в вышестоящую избирательную комиссию. Нарушение указанного порядка составления повторного протокола является основанием для признания этого протокола недействительным.

Работа избирательной комиссии поселения (избирательной
комиссии муниципального района)

18. Обобщение сведений об открытии помещений
для голосования, о ходе голосования

18.1. В день голосования члены избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) с правом решающего голоса с 8.00 часов утра получают по телефону либо иным способом от председателей или секретарей участковых избирательных комиссий сведения об открытии помещений для голосования избирательных участков и, в соответствии с графиком представления сведений, данные об участии избирателей в голосовании.
18.2. После получения соответствующих сведений председатель, заместитель председателя или секретарь избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) передает эти данные системному администратору избирательной комиссии для ввода в ГАС "Выборы" и передачи информации по системе телекоммуникаций ГАС "Выборы" в Пермскую областную избирательную комиссию.

19. Подсчет и погашение избирательных бюллетеней

19.1. В 20.00 часов члены избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) с правом решающего голоса погашают избирательные бюллетени, находившиеся в избирательной комиссии. О погашении избирательных бюллетеней составляется соответствующий акт. При погашении избирательных бюллетеней вправе присутствовать члены Пермской областной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, представители средств массовой информации, наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.

20. Организация работы по суммированию данных, содержащихся
в протоколах участковых избирательных комиссий

20.1. Председателем избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) заблаговременно определяется порядок работы членов избирательной комиссии в день голосования и при обработке протоколов участковых избирательных комиссий.
20.2. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) с правом решающего голоса.
При этом вправе присутствовать члены Пермской областной избирательной комиссии, зарегистрированный кандидат или его доверенное лицо, представители средств массовой информации, а также наблюдатели, иностранные (международные) наблюдатели.
20.3. На основании данных первых экземпляров протоколов об итогах голосования, полученных из участковых избирательных комиссий, после проверки правильности их составления избирательная комиссия поселения (избирательная комиссия муниципального района) путем суммирования содержащихся в них данных определяет результаты выборов депутатов представительного органа.
20.4. Прием протоколов участковых избирательных комиссий, суммирование данных этих протоколов и составление протокола о результатах выборов в округе осуществляются в одном помещении, при этом все действия членов избирательной комиссии по приему протоколов участковых избирательных комиссий, суммированию данных этих протоколов и составлению протокола должны находиться в поле зрения членов избирательной комиссии, которые вправе присутствовать при голосовании и подсчете голосов избирателей.
20.5. В указанном помещении должна находиться увеличенная форма сводной таблицы, в которую немедленно после прибытия председателя, секретаря или иного члена участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса с первым экземпляром протокола об итогах голосования заносятся данные этого протокола с указанием времени их внесения.
20.6. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса передает первый экземпляр протокола участковой избирательной комиссии с приложенными к нему документами члену избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) с правом решающего голоса, который проверяет правильность заполнения протокола, полноту приложенных документов и выполнение контрольных соотношений.
20.7. Если протокол участковой избирательной комиссии об итогах голосования составлены в соответствии с требованиями избирательного законодательства, предъявляемыми к составлению протокола, член избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) вносит данные этого протокола в сводную таблицу избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района).
20.8. Председатель, секретарь или иной член участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса, передавший члену избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) протокол об итогах голосования, расписывается в увеличенной форме сводной таблицы под данными протокола соответствующей участковой избирательной комиссии об итогах голосования.
20.9. Суммирование данных, содержащихся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования, осуществляют непосредственно члены избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) с правом решающего голоса.

21. Протокол избирательной комиссии поселения
(избирательной комиссии муниципального района) и сводная
таблица к протоколу

21.1. Не позднее чем на 5-й день после дня голосования на основании данных первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, результаты выборов депутатов представительного органа путем суммирования содержащихся в этих протоколах данных определяет избирательная комиссия поселения (избирательная комиссия муниципального района).
21.2. О результатах выборов составляется в двух экземплярах протокол, в котором указывается:
- число участковых избирательных комиссий,
- число протоколов участковых избирательных комиссий об итогах голосования, на основании которых составляется данный протокол,
- суммарные данные по соответствующему избирательному округу по всем строкам, содержащимся в протоколах участковых избирательных комиссий об итогах голосования,
- о принятии одного из следующих решений:
о признании избранным кандидата (кандидатов) с указанием его (их) фамилии, имени и отчества;
о признании выборов недействительными;
о признании выборов несостоявшимися.
21.3. К каждому экземпляру протокола приобщается сводная таблица, включающая в себя полные данные всех поступивших протоколов участковых избирательных комиссий.
21.4. Для подписания протокола избирательная комиссия поселения (избирательная комиссия муниципального района) в обязательном порядке проводит итоговое заседание, на котором рассматриваются поступившие в избирательную комиссию жалобы (заявления), связанные с проведением голосования, подсчетом голосов и составлением протоколов участковых избирательных комиссий. После этого избирательная комиссия подписывает протокол о результатах выборов и выдает копии протокола лицам, присутствующим при определении результатов выборов и подсчете голосов.
21.5. Протокол о результатах выборов подписывается всеми присутствующими членами избирательной комиссии с правом решающего голоса, в нем проставляются дата и время (час с минутами) его подписания. Если во время заполнения протокола о результатах выборов некоторые члены избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) с правом решающего голоса отсутствуют, председатель, заместитель председателя либо секретарь избирательной комиссии делает в протоколе напротив фамилии данного члена (членов) избирательной комиссии запись с указанием причины его (их) отсутствия. Указанная запись заверяется председателем, заместителем председателя либо секретарем избирательной комиссии.
21.6. Протокол является действительным, если он подписан большинством от установленного числа членов избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) с правом решающего голоса.
Подписание протокола с нарушением этого порядка является основанием для признания протокола недействительным. Член избирательной комиссии с правом решающего голоса, который не согласен с протоколом в целом или с отдельными его положениями, вправе приложить к протоколу особое мнение, о чем в протоколе делается соответствующая запись.
21.7. Сводная таблица изготавливается при помощи ГАС "Выборы".
На каждом листе сводной таблицы в обязательном порядке указываются номер экземпляра, количество листов и порядковый номер листа сводной таблицы. Графа "Итого" заполняется только на последнем листе сводной таблицы. Распечатанная сводная таблица сверяется с данными первых экземпляров протоколов участковых избирательных комиссий.
Каждый лист сводной таблицы подписывается председателем и секретарем избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) и заверяются ее печатью.
21.8. К первому экземпляру протокола приобщаются особые мнения членов избирательной комиссии, составившей протокол, а также поступившие в указанную избирательную комиссию в период, который начинается в день голосования и оканчивается в день составления соответствующего протокола о результатах выборов, жалобы (заявления) на нарушения законодательства о выборах и принятые по указанным жалобам (заявлениям) решения, а также акты, составленные соответствующей избирательной комиссией в день голосования.
21.9. Ко второму экземпляру протокола о результатах выборов вместе со вторым экземпляром сводной таблицы приобщаются списки членов избирательной комиссии с правом совещательного голоса, составившей протокол, наблюдателей, иных лиц, присутствующих при составлении протоколов. Избирательная документация хранится секретарем избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района) в охраняемом помещении.
Второй экземпляр протокола о результатах выборов вместе со вторым экземпляром сводной таблицы предоставляются для ознакомления и снятия копий членам избирательной комиссии поселения (избирательной комиссии муниципального района), наблюдателям, иным лицам, присутствующим при определении результатов выборов, а заверенная копия протокола вывешивается для всеобщего ознакомления.

22. Порядок определения результатов выборов

22.1. На основании протокола о результатах выборов избирательная комиссия поселения (избирательная комиссия муниципального района) признает избранным (избранными) кандидата (кандидатов), получившего (получивших) наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а также к расчетному числу для данного избирательного округа числу голосов избирателей, поданных против всех.
В случае если наибольшее число голосов, полученных кандидатом, равно расчетному числу для данного избирательного округа числу голосов избирателей, поданных против всех, кандидат считается избранным.
При равном количестве полученных кандидатами голосов избранным считается кандидат, зарегистрированный ранее.
22.2. Выборы признаются избирательной комиссией поселения (избирательной комиссией муниципального района) несостоявшимися в случае, если:
а) в них приняло участие менее 20 процентов от числа избирателей, внесенных в списки избирателей;
б) в избирательном округе число голосов избирателей, поданных за кандидата, набравшего наибольшее число голосов по отношению к другому кандидату (другим кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;
22.3. Избирательная комиссия поселения (избирательная комиссия муниципального района) отменяет свое решение о признании избранным кандидата, набравшего необходимое для избрания число голосов избирателей, если он не позднее чем в течение семи дней со дня официального опубликования общих результатов выборов не представит в избирательную комиссию поселения (избирательную комиссию муниципального района) копию приказа (распоряжения) об освобождении его от обязанностей, не совместимых со статусом депутата, либо копии документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от указанных обязанностей.
22.4. Избирательная комиссия поселения (избирательная комиссия муниципального района) признает итоги голосования, результаты выборов недействительными:
а) в случае, если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
б) в случае, если они признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, внесенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
в) по решению суда.
22.5. Если после подведения итогов голосования по многомандатным избирательным округам не все мандаты оказались замещенными, по незамещенным мандатам назначаются повторные выборы.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru