Законодательство
Пермского края

Березник
Бесово
Большая
Верещагинский р-н
Верх-Култым
Восход
Гари
Гора
Горы
Гремяча
Губаха
Добрянка
Еловский р-н
Заборье
Заимка
Заозерье
Захарово
Карьер
Кизел
Ключи
Комарово
Королево
Кунгур
Лысьва
Лябово
Мохово
Нефтебаза
Нижняя
Новоселы
Октябрьский р-н
Олени
Осинский р-н
Остров
Оханский р-н
Очерский р-н
Пермский край
Пермский р-н
Пермь
Посад
Савино
Селянки
Сибирь
Сова
Соликамск
Средняя
Уинский р-н
Усольский р-н
Усть-Сыны
Хухрята
Чусовой
Шилово

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПОСТАНОВЛЕНИЕ Администрации г. Перми от 18.07.1996 № 1353
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ Г. ПЕРМИ НА 1996 - 1997 ГОДЫ"

Официальная публикация в СМИ:
"Сборник нормативных актов, принятых Пермской городской Думой и Администрацией города", № 7, июль-август, 1996






АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ПЕРМИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 18 июля 1996 г. № 1353

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПО СОДЕЙСТВИЮ ЗАНЯТОСТИ
НАСЕЛЕНИЯ Г. ПЕРМИ НА 1996 - 1997 ГОДЫ

В соответствии с Постановлением администрации Пермской области от 18 октября 1995 г. № 323 "О составе областного координационного комитета содействия занятости населения и разработке программы содействия занятости населения области на 1996-1997 годы" и распоряжением главы администрации г. Перми от 22 марта 1996 г. № 192-р и в целях содействия занятости населения города постановляю:

1. Мероприятия по содействию занятости населения г. Перми на 1996 - 1997 годы утвердить согласно приложению.
2. Ответственным исполнителям обеспечить реализацию утверждаемых мероприятий настоящим постановлением.
3. Информационному отделу администрации города (Т.А.Худякова) опубликовать настоящее постановление в изложении.
4. Контроль за выполнением постановления возложить на заместителя главы администрации города А.В.Гурьева.

Глава администрации города
В.Е.ФИЛЬ




Приложение
к постановлению главы
администрации города
от 18.07.96 № 1353

Российская Федерация (Россия)
Администрация города Перми

Пермский областной центр занятости населения

Мероприятия по содействию занятости населения г. Перми
на 1996-1997 годы

Пермь 1996


Аннотация
мероприятий по содействию занятости населения г. Перми
на 1996-1997 годы

Наименование Мероприятия по содействию занятости населения
документа г. Перми на 1996-1997 годы

Основание для Постановление администрации Пермской области
разработки от 18 октября 1995 г. № 323 "О составе
документа областного координационного комитета
содействия занятости населения и разработке
программы содействия занятости населения
области на 1996-1997 годы", распоряжение
главы администрации г. Перми от 22 марта 1996
г. № 192-р

Исполнитель и Комитет экономики и социального развития
соисполнители администрации города, областной центр
занятости населения, районные администрации
и центры занятости населения г. Перми

Важнейшие цели 1. Предупреждение массовой безработицы
2. Сдерживание уровня безработицы в
экономически и социально допустимых пределах
(не более 5%)
3. Оказание максимального содействия гражданам
в реализации их прав на свободно избранную
эффективную занятость

Ожидаемые Реализация мероприятий позволит:
конечные - оказать экономическую поддержку
результаты занятости более 2,5 тыс. чел.;
- содействовать в трудоустройстве 10,0
тыс. чел.;
- социально адаптировать 1,3 тыс. ищущих
работу и безработных;
- содействовать временному
трудоустройству 5,0 тыс. безработных
граждан;
- обеспечить участие в общественных
работах 1,6 тыс. чел.;
- поддержать предпринимательскую
инициативу 55 безработных граждан;
- охватить профессиональной ориентацией
30,0 тыс. школьников, 4,0 тыс.
безработных и незанятых граждан;
- профессионально обучить более 8,0 тыс.
безработных и незанятых граждан;
- выплатить пособия по безработице 30,0
тыс. безработных граждан;
- оказать материальную помощь 16,0 тыс.
безработных и членам их семей;
- содействовать выходу на пенсию около
300 безработных граждан

Сроки реализации В течение 1996-1997 гг., с корректировкой в
мероприятий конце 1996 года

Объемы и Финансовые затраты на реализацию основных
источники мероприятий в 1996 году составят
финансирования ориентировочно 63,5 млрд. руб.

Контроль за Контроль за реализацией мероприятий
исполнением осуществляют администрация города и
мероприятий областной центр занятости населения через
городскую координационную комиссию
содействия занятости населения г. Перми

Содержание

1. Введение

2. Основные задачи и приоритеты политики
содействия занятости населения на 1996-1997 годы

3. Цели, задачи и приоритеты содействия занятости
населения города Перми на 1996-1997 годы

4. Ситуация на рынке труда г. Перми

5. Мероприятия по содействию занятости населения

5.1. Экономическая поддержка занятости населения

5.2. Содействие в трудоустройстве

5.3. Целевое поощрение трудоустройства и
реабилитация граждан, особо нуждающихся в
социальной поддержке

5.4. Повышение качества рабочей силы, предлагающей
услуги на рынке труда

5.5. Поддержка доходов безработных граждан

6. Развитие системы управления занятостью

7. Условия реализации мероприятий


1. Введение

Мероприятия по содействию занятости населения г. Перми на 1996-1997 годы (далее именуемые Мероприятия) разработаны Пермским областным центром занятости населения совместно с заинтересованными подразделениями администрации города на основании распоряжения главы администрации города от 22.03.96 № 192-р и являются составной частью программы содействия занятости населения Пермской области на 1996-1997 годы.
Настоящий документ определяет цели, задачи, приоритеты, конкретные мероприятия в области реализации политики занятости, муниципального регулирования формирующегося рынка труда. Мероприятия составлены на основе задач, изложенных в Программе содействия занятости населения в Пермской области на 1996-1997 годы и обеспечивают преемственность областной Программы на 1994-1995 годы, Концепции занятости населения г. Перми в 90-е годы, программы первоочередных мероприятий по регулированию занятости населения г. Перми на 1994-1995 годы в части продолжения реализации целей и главных направлений государственной политики занятости, а также основных действий и целевых программ областной и районных в г. Перми служб занятости населения.

2. Основные задачи и приоритеты политики содействия
занятости населения на 1996-1997 годы

Основными задачами политики содействия занятости населения в 1996 году являются:
сдерживание роста безработицы с учетом ограниченных экономических и финансовых возможностей;
создание условий для скорейшего трудоустройства безработных граждан;
обеспечение эффективной целевой поддержки граждан, потерявших работу;
смягчение последствий долговременной безработицы.
С учетом главных тенденций в динамике социально - экономического развития города, в частности, формирования рынка труда, основными приоритетами политики содействия занятости населения на 1996-1997 годы следует признать следующие:
профессиональная ориентация и психологическая поддержка безработных граждан и незанятого населения;
профобучение и переподготовка безработных и незанятых граждан;
расширение масштабов подготовки кадров и финансовой поддержки развития малого и среднего бизнеса;
селективная поддержка и обеспечение занятости населения на градообразующих предприятиях;
финансовая поддержка работодателей, создающих ученические и рабочие места для отдельных категорий граждан, а также осуществляющих профессиональную переподготовку персонала;
увеличение масштабов общественных работ и временной занятости безработных граждан;
социальная защита работников предприятий и организаций, к которым применяются процедуры, предусмотренные законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

3. Цели, задачи и приоритеты мероприятий по содействию
занятости населения города Перми на 1996-1997 годы

Цель настоящих Мероприятий заключается в предупреждении массовой безработицы среди населения г. Перми, сдерживании уровня безработицы в экономически и социально допустимых пределах (не более 5%) и оказании максимального содействия гражданам в реализации их прав на свободно избранную эффективную занятость.

Основные задачи:
1. Поддержка и сохранение экономически и социально эффективных рабочих мест;
2. Стимулирование процессов создания новых (дополнительных) рабочих мест в развивающихся производствах;
3. Социальная защита людей, оказавшихся без работы, и членов их семей;
4. Организация профессиональной подготовки кадров для новых, прогрессивных производств.

Приоритеты: Приоритеты Мероприятий на 1996 год определены на основе прогноза социально-экономического развития города на последующие годы, а также анализа и прогноза ситуации на рынке труда, подготовленного администрацией города на основе данных, предоставленных областным центром занятости.
Территориальные: Кировский и Свердловский районы как очаги напряженности на рынке труда г. Перми.
Отраслевые:
1) высокотехнологичные наукоемкие производства с их кадровым и интеллектуальным потенциалом в перспективных отраслях;
2) отрасли потребительского сектора экономики города;
3) рыночная инфраструктура.
Социальные:
1) молодежь, впервые ищущая работу;
2) инвалиды;
3) женщины, ищущие работу и особо нуждающиеся в социальной защите;
4) длительно неработающие граждане.
Приоритеты и соответствующие мероприятия по содействию занятости населения г. Перми на 1997 год будут определены на основе реального социально-экономического развития города и складывающейся ситуации на городском рынке труда.

4. Ситуация на рынке труда г. Перми

Общая социально - экономическая ситуация в городе.
Состояние городского рынка труда определяется общей социально - экономической ситуацией в г. Перми, которая, в свою очередь, находится под влиянием общероссийских и региональных социально - экономических процессов. По данным Пермского облкомстата, в 1 квартале 1996 года объемы промышленного производства в физическом исчислении в целом по городу по сравнению с 1995 годом сократились на 16,5%. Индекс физического объема (ИФО) составил 83,5%. Наибольший спад промышленного производства наблюдался в лесной промышленности - ИФО за квартал 40,4%, в машиностроении и металлообработке - 48,1%. В других отраслях положение несколько лучше, однако и здесь объемы продукции значительно упали: в легкой промышленности - почти на четверть, в химии и нефтехимии - 16,5%, в промышленности стройматериалов - более 30%. Следствием такого положения является сокращение рабочих мест и сброс излишней рабочей силы. Прирост объемов в сопоставимой к предыдущему году оценке, получен лишь в целом по предприятиям топливной и металлургической отраслей. Сравнение темпов производства по районам города показывает, что наибольшее снижение объемов за квартал произошло в Индустриальном районе. Объем инвестиций в капитальное строительство г. Перми уменьшился в 1 квартале 1996 года по сравнению с тем же периодом прошлого года на 14,5%. Капитальные вложения в объекты непроизводственной сферы составили 43,5% от общего объема инвестиций при 50,7% в 1 квартале 1995 года. В том числе 30% составили инвестиции в жилищное строительство. По сравнению с прошлым годом увеличился удельный вес инвестиций в строительство объектов производственного назначения с 49,3% до 56,5%. Объемы грузоперевозок на транспорте сократились в 1 квартале года по сравнению с тем же периодом прошлого года на 30,1%. Грузооборот за этот период снизился на 5,9%. Объемы пассажироперевозок возросли на 21,1% на горэлектротранспорте и снизились на 2,7% на автобусах. На рынке платных услуг 77,5% их объема предлагается физическими лицами, что свидетельствует о возрастающей занятости населения в сфере услуг. В целом, падение производства и отсутствие серьезных инвестиций продолжают оставаться существенными факторами, влияющими на динамику безработицы и состояние рынка труда города.

Итоги 1995 года.
В 1995 году на рынке труда г. Перми сохранялись негативные тенденции, что выразилось в увеличении абсолютной численности безработных, росте уровня безработицы, повышении доли хронической безработицы, возрастании числа обращений в службу занятости ищущих работу. Низкая деловая и инвестиционная активность, дефицит местного бюджета оставались основными факторами, вызывающими рост безработицы. Бюджетное недофинансирование, нерегулярность в выплате заработной платы принуждали работников добровольно оставлять рабочие места, а также приводили к скрытой безработице. В целом ситуацию на рынке труда города Перми определяли следующие тенденции:
Продолжение сброса избыточной рабочей силы. В течение 1995 года в 1,4 раза возросло число работников, намеченных к высвобождению. Среди них, по-прежнему остается высокой доля женщин (63,0%), работников предприятий смешанной формы собственности (45,2%). По отраслям экономики, в течение 1995 года 67,7% высвобождений пришлось на промышленность, 13,3% - на строительство, 5,4% - на другие отрасли, 5,3% - на науку, 3,6% - на торговлю и общественное питание.
Усиление напряженности на официально контролируемом рынке труда. В течение 1995 года уровень зарегистрированной безработицы в городе вырос с 1,9% до 2,4% к численности экономически активного населения или на 32%

(рис.1).

рис.1 Выше среднегородских были темпы роста безработицы в Свердловском (рост в 2,1 раза), Орджоникидзевском (в 1,8 раза), Кировском (в 1,5 раза) и Дзержинском (в 1,4 раза) районах. С другой стороны, в Индустриальном и Мотовилихинском районах города отмечено снижение темпов роста уровня безработицы (соответственно, в 0,8 и 0,9 раза к 1994 году). Все районы города, как и г. Пермь в целом, входят в первую группу территорий Пермской области, выделяемых областным центром занятости населения для анализа уровня безработицы. Эта группа объединяет территории с уровнем безработицы ниже 5%. На среднегородском фоне высоким значением уровня безработицы выделяются Кировский (3,8%) и Свердловский (2,5%) районы. В тоже время, в Индустриальном и Ленинском районах города уровень безработицы пока не превысил 2% и составляет на 1 января 1996 года, соответственно, 1,76% и 1,81%

(рис.2).

рис.2. По итогам 1995 года уровень безработицы в городе оказывается пока ниже, чем в целом по Российской Федерации, Уральскому региону и Пермской области, для которых соответствующие значения составили: 3,1%; 3,5%; 4,4%. В тоже время, этот показатель несколько выше аналогичных значений в других уральских городах - "миллионерах", где уровень безработицы на 1 января 1996 года составил: Екатеринбург - 1,31%; Уфа - 1,44%; Челябинск - 1,1%. Обострило напряжение на рынке труда и несоответствие между спросом и предложением рабочей силы. Нагрузка на 1 вакансию в целом по городу за год возросла с 5 до 11 человек, ищущих работу и состоящих на учете в районных ЦЗН. Возможности трудоустройства ищущих работу, как и ранее, существенно различны по районам города: если на конец 1995 года в Индустриальном, Ленинском, Мотовилихинском, Орджоникидзевском районах города на 1 вакансию претендовало от 5 до 10 человек, то в Кировском, Дзержинском и Свердловском районах - от 15 до 40 человек.

Изменение качественных параметров безработицы
По состоянию на 1 января 1996 года социально-демографическая структура безработных имела следующие особенности:
доля молодежи в возрасте 16 - 29 лет составила в общей численности зарегистрированных в г. Перми безработных 33,6% (в 1994 году - 34,25%);
лица предпенсионного возраста составляют 7,4% (в 1994 году - 5,1%), в том числе у женщин - 6,1%, у мужчин - 10,3%. Таким образом, почти две пятых безработных (59,0%) - это лица наиболее продуктивного в профессиональном отношении возраста. Доля женщин в общей численности безработных в целом по городу 69,2% (в 1994 году - 73,3%), т.е. несколько сократилась. Также снизилась доля женщин с детьми в общей численности зарегистрированных безработных - 28,3% (в 1994 году - 29,3%). Заметно ухудшились показатели продолжительности безработицы: по сравнению с 1994 годом доля застойной безработицы (от 4 месяцев до 1 года) практически не изменилась, а хронической (более 1 года) - возросла в 1,7 раза, при этом абсолютная численность безработных со стажем безработицы более года выросла в 2,3 раза и составила 1971 человек. Наибольшее значение доли хронической безработицы зафиксировано в Кировском районе (21,1%), в Мотовилихинском и Индустриальном районах - соответственно, 17,6% и 15,6%.

Увеличение объема официально контролируемого рынка труда

В течение 1995 года в районные службы занятости г. Перми обратилось по вопросам трудоустройства 32,33 тысяч человек, что на 1,0% больше чем в 1994 году. Кроме того, 23,4 тыс. чел. обратились в районные ЦЗН за консультациями по другим вопросам. Таким образом, за 1995 год в районные ЦЗН г. Перми обратились по всем вопросам 55,7 тыс. чел. или 9,5% экономически активного населения, т. е. проблема поиска работы для жителей города в течение 1995 года оставалась весьма актуальной. Среди районов г. Перми наибольшее число обращений незанятых граждан по вопросам трудоустройства отмечалось в Свердловском (6485 чел.), Дзержинском (5176 чел.) и Кировском (5116 чел.) районах. По категориям рынка труда в структуре обратившихся в районные центры занятости населения (ЦЗН) города в течение 1995 года незанятых граждан 50,8% составили лица, уволенные по причинам текучести кадров; 19,8% - лица, не работавшие более года; 15,0% - высвобожденные работники; 8,5% - молодежь. Учитывая, что к началу 1995 года на учете в районных ЦЗН города уже состояло 12,43 тыс. чел., общее число незанятых горожан, искавших работу при посредничестве службы занятости, составило за 1995 год 44,76 тыс. чел. Статус безработного получили в течение 1995 года в целом по городу 19,5 тысяч человек или 69,4% от числа обратившихся в ЦЗН в поисках работы незанятых граждан, что несколько больше этого показателя в 1994 году (16,5 тыс. чел. и 56,5%). По кварталам численность получивших статус безработного составила соответственно 4,9, 4,1, 4,6, 5,9 тыс. чел. Общая численность безработных (с перешедшими с 1994 года), состоявших на учете в районных ЦЗН города в течение 1995 года, составила 30,0 тыс. чел. Это на 37,9% больше, чем в 1994 году. Таким образом, напряженность работы районных служб занятости областного центра, как и напряженность на рынке труда города, продолжает возрастать. Наиболее высокой в 1995 году общая численность безработных была в Свердловском и Кировском районах (6292 и 5877 чел. соответственно). В целом, итоги 1995 года показывают, что ситуация на рынке труда города Перми развивалась в этот период по минимальному варианту прогноза областного ЦЗН (вариант - минимум по обращаемости на год - 34,4 тыс. чел., факт - 32,3 тыс. чел.; по общей численности безработных, соответственно, 29,3 тыс. чел. и 30,0 тыс. чел.). Однако, возможности трудоустройства жителей города оказались более значительными, чем ожидалось: численность трудоустроенных районными ЦЗН г. Перми превысила прогноз - минимум на 21,5%, а численность безработных, утративших связь с районными ЦЗН города - на 58,8%. За счет большего, чем планировалось, оттока безработных из районных ЦЗН их численность на конец 1995 года составила 13,8 тыс. чел., т.е. не достигла ожидаемого значения (18,5 тыс. чел.), что позволило сохранить уровень безработицы в городе на сравнительно низком уровне (2,36%), при том на 1,0% ниже прогнозного - минимального (3,36%).

Тенденции на 1996 год

Разработанный областным центром занятости населения прогноз рынка труда в области на 1996 год позволяет сделать ряд предположений о перспективных процессах на рынке труда г. Перми. В соответствии с расчетами обратится в службу занятости в 1996 году 28,3 тыс. человек при реализации прогноза - минимума и 49,7 тыс. человек при развитии ситуации по максимальному варианту. Учитывая, что на начало 1996 года на учете в службе занятости будет состоять от 16,5 тыс. чел. до 16,9 тыс. чел., ищущих работу и не занятых трудовой деятельностью, общая численность жителей города, с которыми придется работать районным центрам занятости населения г. Перми в течение года, достигнет 44,8 тыс. чел. по минимальному варианту и 66,6 тыс. чел. - по максимальному. По направлениям деятельности ЦЗН лица, ищущие работу при посредничестве службы занятости, распределятся следующим образом:
будут трудоустроены 9,4 тыс. чел. (21,0% от общего числа состоящих на учете в течение года) по минимальному варианту и 8,0 тыс. чел. (12,0%) по максимальному варианту прогноза;
будет направлено на профобучение от 2,3 тыс. чел. (5,1%) до 3,0 тыс. чел. (4,5%);
оформят на досрочную пенсию 0,4 - 0,5 % состоящих на учете незанятых граждан (от 0,21 до 0,29 тыс. человек);
будут состоять на учете в качестве безработных в течение года от 35,8 тыс. человек (79,8%) до 56,0 тыс. человек (84,0%), из них около 87% будут получать пособие, что составляет 26,3 тыс. человек по минимальному варианту и 42,4 тыс. человек по максимальному;
утратят связь со службой занятости от 10,2 тыс. человек (22,6%) до 12,3 (18,4%), из них 6,3 тыс. чел. (61,8%) по минимальному варианту и 7,9 тыс. чел. (64,2%) по максимальному - безработные;
останется на учете в службе занятости на конец 1996 года по минимальному варианту 22,8 тысячи ищущих работу горожан, из них 20,0 тыс. безработных, в т.ч. 14,8 тысяч, получающих пособие.
По максимальному варианту останется на учете на конец 1996 года 43,1 тыс. ищущих работу жителей города, из них 39,2 тыс. безработных, в т.ч. 27,5 тысяч, получающих пособие, т.е. число ищущих работу возрастет за год в 1,4 - 2,6 раза, безработных - в 1,4 - 2,7 раза.
Наибольший удельный вес в общей численности безработных будут составлять лица, уволенные по текучести кадров и высвобожденные работники (по прогнозу - минимуму доли этих категорий составят, соответственно, 43,7% и 24,0%; по прогнозу - максимуму - 33,9% и 38,5%). Доля незанятого населения составит 12,9% - 15,0%, удельный вес молодежи - 9,7% - 10,8%. Уровень безработицы в целом по городу по минимальному варианту возрастет за год с 2,45% к экономически активному населению до 3,42% (в 1,4 раза). Наибольший рост уровня безработицы в случае реализации минимального варианта предполагается в Орджоникидзевском, Кировском и Свердловском районах (в 1,5 раза). Наибольшего значения уровень безработицы по минимальному варианту достигнет в Кировском районе (5,86%). Относительно благоприятная ситуация на рынке труда города ожидается в Индустриальном и Мотовилихинском районах, где предполагаются самые низкие темпы роста (в 1,2 раза) и значения уровня безработицы (соответственно, 2,26% и 2,43%). По абсолютному количеству наибольшее число безработных будет зарегистрировано на конец 1996 года в Кировском районе (4,9 тыс. человек или 24,5% от всей численности безработных горожан). По максимальному варианту прогноза уровень безработицы в целом по г. Перми возрастет в 2,7 раза и составит на 01.01.1997 года 6,68%. Среди районов города наибольший рост ожидается в Свердловском районе (в 4,9 раза), наименьший - в Дзержинском районе (в 1,5 раза). Наибольшего значения уровень безработицы достигнет в Свердловском (12,1%) и Кировском (11,1%) районах, а минимальное будет отмечено в Индустриальном районе (3,1%). По абсолютной численности безработных максимум будет отмечен в Свердловском районе (15,0 тыс. человек - 38,3% ожидаемой общей численности безработных в г. Перми). В целом проведенные расчеты рынка труда в
г. Перми на 1996 год показывают что:
ситуация на рынке труда города будет развиваться в направлении дальнейшего увеличения выхода населения на рынок труда и ухудшения возможностей самостоятельного трудоустройства ищущих работу;
в связи с увеличением притока ищущих работу в службу занятости в сочетании с ограниченными финансовыми возможностями службы по активному регулированию занятости населения зарегистрированная безработица в целом по городу возрастет к концу 1996 года в 1,4 - 2,7 раза и достигнет 3,4% - 6,7% от численности экономически активного населения, хотя прогнозируемые темпы нельзя назвать "обвальными" (в 1993 году уровень безработицы вырос в 1,5 раза, в 1994 - в 2,6 раза, в 1995 - в 1,4 раза);
в территориальном аспекте ухудшение ситуации на рынке труда будет отмечаться практически во всех районах города, однако наиболее быстрыми темпы роста безработицы могут быть в Свердловском, Кировском и Орджоникидзевском районах.

   -------------------------------

<*> Здесь и далее в скобках указан процент, рассчитанный от общего числа состоящих на учете в службе занятости в течение года.

5. Мероприятия по содействию занятости населения

5.1. Экономическая поддержка занятости населения.
Прогноз ситуации на рынке труда города в 1996 году обусловливает возрастание роли активных мер политики содействия занятости населения. В условиях дальнейшего реформирования экономики важное значение приобретает реализация мер, направленных на снятие угрозы обвального роста открытой безработицы, сохранение экономически эффективных рабочих мест и кадрового потенциала, а также создание новых рабочих мест в перспективных отраслях и производствах. Решение этих задач предполагается осуществить следующими путями:
участием в реализации федеральных и региональных целевых инвестиционных программ;
материальной поддержкой работников, находящихся под угрозой увольнения, посредством компенсационных выплат, осуществляемых органами службы занятости;
организацией дополнительных рабочих мест, что позволит расширить возможности трудоустройства безработных граждан;
субсидированием выплаты заработной платы отдельным категориям граждан, наименее конкурентоспособным на рынке труда (инвалидам, длительно безработным, молодежи).

Перечень мероприятий по экономической
поддержке занятости населения

____________________________________________________________________
№ Наименование мероприятий Кол-во Плани- Исполнители
граждан, руемые
охвачен- расходы,
ных меро- млн. руб.
приятиями
____________________________________________________________________
1. Экспертиза проектов на Областной и
создание рабочих мест районные ЦЗН,
администрация
г. Перми

2. Реализация проектов на Областной ЦЗН,
паритетных началах с областным областной
инвестиционным фондом инвестиционный
фонд

3. Создание и сохранение рабочих 1500 5000,0 Областной ЦЗН
мест на предприятиях г. Перми,
вошедших в федеральные и
региональные целевые
инвестиционные программы с
привлечением временно свободных
средств фонда занятости

4. Оказание материальной 1000 600,0 Областной и
поддержки работников, районные ЦЗН,
находящихся в вынужденных предприятия
отпусках в целях сохранения г. Перми
кадрового потенциала
предприятий, предотвращения
массовых высвобождений

5. Субсидирование заработной 50 50,0 Областной и
платы инвалидов и молодежи, районные ЦЗН
трудоустраиваемых на
специализированные рабочие места

5.2. Содействие в трудоустройстве.
В целях сокращения времени поиска гражданином работы и периода заполнения вакансий, усиления взаимодействия с работодателями по увеличению числа сообщаемых ими вакансий для граждан, ищущих работу, служба занятости будет продолжать оказывать следующие услуги:
информирование граждан о возможностях трудоустройства;
подбор подходящего места работы;
подбор работников по запросам работодателей;
интенсивное консультирование граждан, испытывающих трудности в поиске работы.
Будет продолжена практика взаимодействия с другими регионами по обмену трудовыми ресурсами на основе вахтового метода или оргнабора.

Перечень мероприятий по содействию в
трудоустройстве населения

____________________________________________________________________
№ Наименование мероприятий Кол-во Плани- Исполнители
граждан, руемые
охвачен- расходы,
ных меро- млн. руб.
приятиями
____________________________________________________________________
Посредничество в трудоустройстве

1. Совершенствование механизма Районные ЦЗН,
взаимодействия служб занятости с предприятия,
работодателями по предоставлению районные
информации о вакансиях администрации

2. Регулярное предоставление Районные ЦЗН
работодателям информации о
профсоставе безработных,
создание банков данных о
специалистах наиболее
необходимых профессий

3. Организация и проведение Областной и
специализированных аукционов районные ЦЗН
рабочей силы

4. Проведение ярмарок вакансий 10000 400,0 Областной и
для безработных и всех районные ЦЗН
заинтересованных в
трудоустройстве граждан

5. Создание единого городского Областной и
компьютерного банка вакансий районные ЦЗН

Повышение территориальной мобильности рабочей силы

6. Лицензирование предприятий, Областной и
занимающихся международным районные ЦЗН,
обменом рабочей силой миграционная
служба
Пермской
области

7. Межтерриториальное Областной и
перераспределение рабочей силы районные ЦЗН

8. Использование вахтового Областной и
метода для трудоустройства районные ЦЗН
ищущих работу на предприятиях
Пермской области, других регионов

9. Формирование и предложение Областной и
работодателям банка районные ЦЗН
специалистов, желающих
трудоустроиться за пределами
г. Перми

5.3. Целевое поощрение трудоустройства и реабилитация граждан, особо нуждающихся в социальной поддержке.
Целевое поощрение трудоустройства ориентировано на дополнительное повышение шансов трудоустройства или предоставление альтернативных возможностей для занятости безработным гражданам в соответствии с приоритетными направлениями региональной политики занятости, преодоление негативных последствий безработицы и содействие социальной адаптации граждан, являющихся длительное время безработными.
В рамках данного направления службой занятости населения реализуются программы "Новый старт" и "Клуб ищущих работу", позволяющие формировать у безработных граждан необходимые навыки самостоятельного поиска работы, активно использовать полученные знания для трудоустройства, восстанавливать мотивацию к труду у лиц, длительное время не имеющих работу.
Будет продолжена работа по расширению возможностей трудоустройства для инвалидов и лиц, освобожденных из мест лишения свободы. В этих целях будут осуществляться меры по квотированию рабочих мест для инвалидов, имеющих трудовые рекомендации, а также по социальной адаптации, профессиональной подготовке и переподготовке лиц, освобожденных из мест лишения свободы.
Учитывая превышение спроса на рабочие места над возможностью постоянного трудоустройства, особое внимание будет уделено реализации программы содействия временному трудоустройству, что позволит предоставить незанятым гражданам, в том числе безработным, возможности для временной занятости, обеспечить поддержание доходов граждан, осуществить адаптацию к труду лиц, имеющих длительный перерыв в работе.
В целях адаптации несовершеннолетних лиц к трудовой деятельности и получения профессиональных навыков, продолжится реализация программы временной занятости учащихся-подростков.

Перечень мероприятий по целевому поощрению
трудоустройства и реабилитации граждан, особо
нуждающихся в социальной поддержке.

____________________________________________________________________
№ Наименование мероприятий Кол-во Плани- Исполнители
граждан, руемые
охвачен- расходы,
ных меро- млн. руб.
приятиями
____________________________________________________________________

Социальная адаптация ищущих работу и безработных

1. Создание клубов ищущих работу 500 200,0 Районные ЦЗН

2. Организационно-методическая и 700 300,0 Областной и
финансовая помощь "Клубу деловых районные ЦЗН
женщин" и другим формированиям,
способствующим занятости женщин

3. Организационно-методическая 150 30,0 Областной и
и финансовая помощь районные ЦЗН
Западно-Уральскому региональному
центру переподготовки и
социальной адаптации
военнослужащих "Ратник"

Содействие временному трудоустройству безработных

4. Создание банков данных о Районные ЦЗН,
временных и надомных работах администрация
города

5. Организация временных рабочие 5000 600,0 Районные ЦЗН,
мест для несовершеннолетних городской
учащихся по договорам с органами комитет по
народного образования образованию,
РУНО

6. Организация выезда Биржа труда
несовершеннолетних учащихся молодежи,
г. Перми на временные работы городской
в летний период комитет по
образованию
и науке

Общественные работы

7. Формирование банка данных по Областной и
общественным работам районные ЦЗН,
администрация
города

8. Организация общественных Областной и
работ с определением их видов, районные ЦЗН,
объемов, мест и сроков администрации
проведения, источников города и
финансирования районов

9. Частичное финансирование 1669 1843,345 Районные ЦЗН
оплаты труда безработных граждан
на общественных работах в
соответствии с городской
программой общественных работ

Содействие развитию самозанятости и
предпринимательской инициативы

10. Обучение безработных граждан Областной и
основам предпринимательства районные ЦЗН


11. Создание благоприятных Областной и
условий для безработных граждан, районные ЦЗН,
начинающих собственное дело Уральский
бизнес - инкубатор

12. Оказание консультационных Областной и
услуг начинающим районные ЦЗН,
предпринимателям из числа Уральское
безработных граждан агентство
поддержки малых
и средних
предприятий

13. Финансовая поддержка 55 90,0 Областной и
безработных граждан на открытие районные ЦЗН
собственного дела

Содействие занятости инвалидов

14. Подготовка документов в Администрации
областное Законодательное города и
Собрание и городскую Думу районов
по определению льготной
финансово - кредитной политики в
отношении специализированных
предприятий и организаций,
использующих труд инвалидов

15. На основании Закона РФ "О Администрации
социальной защите инвалидов в районов,
Российской Федерации" подготовка районные ЦЗН
и принятие в городе нормативных
документов об установлении квоты
для приема инвалидов для всех
организаций независимо от
организационно-правовых форм и
форм собственности, на
муниципальном уровне определение
прав и обязанностей
работодателей в обеспечении
занятости инвалидов,
установление порядка внесения
платы в фонд занятости в случае
невыполнения квоты для приема на
работу инвалидов

16. Распространение опыта Районные ЦЗН,
Мотовилихинского ЦЗН и органы
научно-внедренческой фирмы социальной
"Аспектус" по созданию защиты
инфраструктуры профориентации населения,
инвалидов в органах службы органы
занятости совместно с органами здравоохранения
социальной защиты и органами
здравоохранения

17. Создание в службе занятости Районные ЦЗН
специализированного банка
вакансий по рабочим местам для
инвалидов

5.4. Повышение качества рабочей силы, предлагающей услуги на рынке труда.
Исходя из целей и задач организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан и незанятого населения с учетом конъюнктуры рынка труда в 1996 году, предполагаются следующие направления деятельности службы занятости:
организация сети курсов и школ, предназначенных для профобучения граждан, подготовки их к самозанятости, индивидуальной трудовой деятельности и надомному труду;
использование учебных структур первичной профподготовки молодежи (профессиональных училищ, техникумов, вузов) для переобучения взрослого населения, при необходимости трансформирование отдельных образовательных учреждений в специализированные центры по профобучению высвобождаемого взрослого населения с привлечением в случае необходимости средств государственного фонда занятости населения;
организация программно-целевого обучения, ориентированного на различные социальные группы граждан, в т.ч. испытывающие особые затруднения с трудоустройством;
усиление взаимодействия органов службы занятости с работодателями в части организации профессиональной подготовки и переподготовки безработных граждан под конкретные рабочие места;
разработка и внедрение прогрессивных учебных технологий для взрослого населения, позволяющих повысить качество их профобучения;
широкое использование потенциала негосударственных и частных структур профессиональной подготовки кадров;
проведение занятий в рамках программы "Новый старт" для лиц, изъявивших желание работать в сфере предпринимательства;
содействие деятельности социально-деловых центров по оказанию услуг на рынке труда.

Перечень мероприятий по повышению качества рабочей силы,
предлагающей услуги на рынке труда

____________________________________________________________________
№ Наименование мероприятий Кол-во Плани- Исполнители
граждан, руемые
охвачен- расходы,
ных меро- млн. руб.
приятиями
____________________________________________________________________

Профессиональная ориентация безработных
граждан и незанятого населения

1. Создание системы 4000 150,0 <*> Областной и
профориентации и психологической районные ЦЗН
поддержки безработных и
незанятых граждан

2. Социально-психологические Областной и
исследования на выявление районные ЦЗН
мотивационной готовности
безработных к труду

3. Профдиагностические Областной и
исследования по профотбору районные ЦЗН
безработных, особенно длительно
неработающих, для переобучения и
обучения их новым профессиям

4. Разработка комплекса программ Областной ЦЗН
для отбора на профессии,
пользующиеся спросом на рынке
труда

5. Профотбор безработных в Областной и
группы переобучения по заявкам районные ЦЗН
работодателей

6. Профориентация школьников 30000 Комитет по
(уроки профессиональной карьеры, образованию
консультирование силами школьных и науке
психологов и др.) администрации
города

7. Социологические исследования Областной центр
по проблемам профессиональных профориентации,
намерений, ценностных ориентаций областной и
и социальной направленности районные ЦЗН
учащихся выпускных классов
общеобразовательных школ


8. Создание в центрах занятости 50,0 Областной и
населения комнат релаксации районные ЦЗН

Профессиональное обучение безработных граждан
и незанятого населения

9. Профессиональное обучение 3000 7000,0 Областной и
безработных и незанятых граждан районные ЦЗН

10. Обучение граждан профессиям, Областной и
предусматривающим их дальнейшую районные ЦЗН
самозанятость

11. Профобучение граждан под Областной и
конкретные рабочие места районные ЦЗН

12. Совершенствование технологии Областной и
работы центров занятости по районные ЦЗН
профессиональному обучению
граждан с использованием АРМ
инспектора отдела профобучения

13. Обучения граждан второму 80 400,0 Областной и
высшему образованию с выдачей им районные ЦЗН,
дипломов учебные
заведения

14. Проведение для выпускников 5000 150,0 Областной и
школ и учебных заведений г. Перми районные ЦЗН,
городской ярмарки учебных мест учебные
заведения

15. Проведение аукционов Областной и
профессий для выпускников районные ЦЗН,
профессиональных учебных комитет по
заведений образованию и
науке, учебные
заведения

16. Профессиональная 50 300,0 Зап. - Уральский
переподготовка военнослужащих и региональный
членов их семей по различным центр "Ратник",
программам, в т.ч. по программе районные ЦЗН
"Основы бизнеса", адаптированной
для уволенных военнослужащих,
участвовавших в военных действиях

   -------------------------------

<*> Указана общая сумма для пп 1-7

5.5. Поддержка доходов безработных граждан.
Данное направление предусматривает выплату пособий по безработице, оказание материальной и иной помощи за счет средств государственного фонда занятости населения, средств местного бюджета безработным и членам их семей, находящимся на их иждивении. В части материальной поддержки безработных предполагается:
упорядочить систему исчисления и выплаты пособий по безработице;
создать унифицированную компьютерную систему регистрации и расчета выплат пособий по безработице;
сочетать систему пособий по безработице с иными средствами социальной поддержки безработных и членов их семей;
развивать программы поддержки граждан, потерявших право на пособия по безработице, а также нуждающихся в трудовой реабилитации.

Перечень мероприятий по поддержке доходов безработных граждан

____________________________________________________________________
№ Наименование мероприятий Кол-во Плани- Исполнители
граждан, руемые
охвачен- расходы,
ных меро- млн. руб.
приятиями
____________________________________________________________________

Обеспечение выплаты пособия по безработице

1. Выплата пособий по 30000 45000,0 Районные ЦЗН
безработице в соответствии с
действующим законодательством

2. Выплата стипендий гражданам, Районные ЦЗН
направленным на профобучение

3. Пересмотр и пересчет Районные ЦЗН
минимального и максимального
размера пособий по безработице

Обеспечение оказания материальной помощи

4. Реализация положения об 16000 Районные ЦЗН
оказании материальной и иной
помощи безработным и членам их
семей

Содействие выходу на досрочную пенсию

5. Содействие выходу на пенсию 270 1300,0 Районные ЦЗН
безработных граждан

6. Развитие системы управления занятостью

В качестве основных субъектов, регулирующих рынок труда города, мероприятия ориентированы на:
администрации города и районов, осуществляющие стратегическое регулирование процессов реструктуризации занятости на основе социально - экономических интересов территории;
службы занятости областного и районных уровней, непосредственно создающие условия оптимальной занятости и равновесия между спросом и предложением на рынке труда;
предприятия и учреждения как первичные звенья городской экономики, на уровне которых обостряются проблемы занятости, формируются инновационные внутрипроизводственные ее пропорции, связанные с переспециализацией и структурной перестройкой технологических процессов;
общественные организации, содействующие учету социальных интересов населения в процессе регулирования занятости (профсоюзы, женсоветы, заводские комитеты, советы местного самоуправления и пр.).
Организация взаимодействия указанных субъектов по регулированию рынка труда является основной целью развития системы управления занятостью населения в городе.
Кроме того, предполагаемый рост численности граждан, ищущих работу, определяет необходимость дальнейшего развития службы занятости, совершенствования форм и методов ее работы с населением. В этой связи предстоит решить следующие задачи:
обеспечить развитие районных органов государственной службы занятости, оснастить их необходимым оборудованием, инвентарем, техническими средствами;
продолжить создание единой автоматизированной системы информационного обеспечения службы занятости, разработку и повсеместное внедрение автоматизированных рабочих мест инспекторов, экономистов, психологов, профконсультантов и других специалистов;
продолжить внедрение унифицированных стандартов, типовых процедур, современных технологий на основе общей нормативно-правовой базы;
продолжить работу по созданию и организации модельного и базовых центров занятости населения;
внедрить передовые технологии обработки информации на основе применения компьютерной техники и новейших средств телекоммуникации;
совершенствовать структуру государственной службы занятости, укреплять ее высококвалифицированными кадрами, способствовать их профессиональной подготовке и переподготовке, созданию необходимых условий для непрерывного профессионального роста, изучения и распространения положительного опыта работы;
использовать все средства массовой информации, справочные материалы, собственные рекламные издания для информирования населения, работодателей, общественности по различным направлениям деятельности государственной службы занятости.
Решение указанных задач предполагается выполнить без
увеличения штатной численности службы занятости. В то же время существующие инфляционные процессы неизбежно повлекут увеличение объемов финансовых средств, направляемых на содержание службы занятости.

Перечень мероприятий по развитию системы
управления занятостью

_____________________________________________________________________
№ Наименование мероприятий Исполнители
_____________________________________________________________________

Разработка механизма взаимодействия субъектов
регулирования рынка труда

1. Создание в III кв. 1996 г. городской Администрация города,
координационной комиссии содействия занятости областной ЦЗН
населения (ГККСЗН)

2. Организация в III кв. 1996 г. мониторинга Администрация города,
выполнения мероприятий по содействию занятости областной ЦЗН
населения г. Перми на 1996-1997 годы

3. Подготовка специальных разделов по Администрации города
проблемам занятости при разработке комплексных и районов, областной
программ развития города (районов), и районные ЦЗН,
предприятий (организаций) администрации
предприятий
(организаций),
общественные
организации

4. Создание в III кв. 1996 г. экспертного Администрация города,
совета по оценке инвестиционных проектов, областной ЦЗН
финансируемых из Фонда занятости населения

5. Совместные консультации по проблемам Администрации города
занятости населения, заключение взаимных и районов, областной
соглашений, предусматривающих мероприятия в и районные ЦЗН,
целях содействия занятости населения города администрации
предприятий
(организаций),
общественные
организации

Отработка новых технологий, программ, услуг,
повышение качества работы ЦЗН

6. Оснащение всех ЦЗН г. Перми необходимыми
техническими средствами Областной ЦЗН

7. Организация компьютерной сети службы Областной ЦЗН
занятости

8. Внедрение автоматизированной системы Областной ЦЗН
трудовых ресурсов в работу всех ЦЗН

Подготовка, переподготовка и повышение квалификации
работников органов службы занятости

9. Комплектование службы занятости Областной и
квалифицированными специалистами районные ЦЗН

10. Повышение квалификации специалистов Областной и
районных ЦЗН г. Перми с использованием районные ЦЗН
возможностей учебного центра областного ЦЗН

11. Проведение семинаров-совещаний, Областной и
семинаров - практикумов для специалистов районные ЦЗН
районных ЦЗН по основным направлениям
деятельности

12. Организация стажировок вновь принятых Областной и
специалистов в базовых ЦЗН районные ЦЗН

13. Аттестация специалистов всех категорий, Областной и
проработавших в должности более года районные ЦЗН

Информационная поддержка мероприятий по содействию
занятости населения г. Перми

14. Полное и достоверное освещение во всех Областной и
средствах массовой информации проблем районные ЦЗН
занятости населения города и принимаемых
службой занятости мер

15. Выпуск собственных периодических изданий, Областной и
производство инструктивной, служебной районные ЦЗН
информации для сотрудников службы занятости,
издание и распространение
информационно-справочных, методических
материалов по различным направлениям
деятельности службы занятости

16. Разработка методических рекомендаций и Областной и
организация исполнения в районных ЦЗН районные ЦЗН
информационно-справочных стендов, других
материалов, способствующих повышению качества
работы с клиентами

<*> Объем финансовых средств, направляемых на развитие службы
занятости, определяется ежеквартально соответствующей сметой,
утверждаемой Федеральной службой занятости России.

7. Условия реализации мероприятий

Перечень основных мероприятий, оценка объемов и финансовых затрат определялись исходя из того, что по всем смежным направлениям социально-экономической политики произойдут положительные сдвиги без каких-либо резких изменений, выходящих за рамки прогноза развития экономики города на 1996 год. Предполагается, что средства в фонд занятости будут поступать регулярно и установленный норматив отчислений не будет уменьшаться. При развитии ситуации на рынке труда города по максимально неблагоприятному варианту, служба занятости оставляет за собой право ограничивать активные действия по регулированию рынка труда и усиливать внимание к вопросам поддержания доходов безработных граждан, обеспечения им минимальных социальных гарантий. Реализация мероприятий предусматривает также:
координацию усилий органов местного самоуправления, районных служб занятости г. Перми, работодателей и общественных организаций в деле обеспечения эффективной занятости населения города;
расширение практики социального партнерства, повышение эффективности муниципального контроля за соблюдением трудового законодательства, Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" предприятиями (организациями, учреждениями) города независимо от их организационно-правовых форм;
достижение баланса интересов различных социальных групп в процессе предоставления им социальных услуг по трудоустройству, обучению и переобучению, поддержке доходов безработных и членов их семей. В этих условиях приоритеты действий службы занятости будут выстроены следующим образом:
перераспределение средств фонда занятости в пользу территорий, испытывающих дефицит собственных средств для обеспечения гарантированных законодательством Российской Федерации в области занятости населения норм социальной поддержки безработных;
обеспечение своевременной и полной выплаты пособий по безработице всем безработным гражданам, имеющим право на его получение;
оказание услуг населению в подборе рабочих мест и осуществление других обязательных функций, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области занятости населения;
финансирование организации общественных работ и временной занятости;
реализация программ профессионального обучения, включая выплату стипендий безработным гражданам;
осуществление профессиональной ориентации и психологической поддержки безработных граждан и незанятого населения;
финансирование социальных программ, ориентированных на дополнительное расширение возможностей по трудоустройству категорий граждан, испытывающих особые трудности при поиске работы;
осуществление временных компенсационных выплат работникам, находящимся в вынужденных отпусках без сохранения заработной платы или работающим неполный рабочий день (неделю);
реализация программ поддержки малого бизнеса и развития самозанятости, программ создания новых рабочих мест.
В зависимости от степени приближенности реальной ситуации на рынке труда к максимально неблагоприятному варианту прогноза, предлагается несколько возможных путей снижения дефицита бюджета фонда занятости за счет:
усиления контроля со стороны администрации, налоговой инспекции, органов прокуратуры, службы занятости за своевременностью и полнотой отчисления страховых взносов в фонд занятости;
сокращения перечня предполагаемых действий, ориентации на преимущественное финансирование выплаты пособий по безработице и профессиональное обучение безработных;
привлечения дотаций из федерального фонда занятости населения;
привлечения средств из других источников формирования фонда занятости.

Управляющий делами
администрации города
Л.А.МЕЙТАРДЖЕВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru