Законодательство
Пермского края

Березник
Бесово
Большая
Верещагинский р-н
Верх-Култым
Восход
Гари
Гора
Горы
Гремяча
Губаха
Добрянка
Еловский р-н
Заборье
Заимка
Заозерье
Захарово
Карьер
Кизел
Ключи
Комарово
Королево
Кунгур
Лысьва
Лябово
Мохово
Нефтебаза
Нижняя
Новоселы
Октябрьский р-н
Олени
Осинский р-н
Остров
Оханский р-н
Очерский р-н
Пермский край
Пермский р-н
Пермь
Посад
Савино
Селянки
Сибирь
Сова
Соликамск
Средняя
Уинский р-н
Усольский р-н
Усть-Сыны
Хухрята
Чусовой
Шилово

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО Уральского таможенного управления от 25.12.1997 № 27-34/9523
"О НАПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПИСЬМО
от 25 декабря 1997 г. № 27-34/9523

О НАПРАВЛЕНИИ ВРЕМЕННОЙ ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ СХЕМЫ

В целях выработки единообразного подхода к соблюдению условий и порядка помещения товаров и транспортных средств под соответствующий таможенный режим направляю Вам для применения в практической деятельности Временную технологическую схему контроля за соблюдением условий помещения товаров и транспортных средств под таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, временный ввоз (вывоз), уничтожение, отказ в пользу государства.
Прошу привести в соответствие с направляемой схемой имеющиеся в таможне технологические схемы. По мере разработки ГТК России новых нормативных актов, касающихся указанных таможенных режимов, вносить соответствующие изменения в технологические схемы.
Одновременно прошу направить в отдел таможенных режимов УТУ Ваши замечания и предложения по направленной технологической схеме для дальнейшего ее совершенствования.

Заместитель начальника Управления
В.С.ЕСЛИКОВ





"Утверждаю"
Заместитель начальника
Уральского таможенного управления
В.С.ЕСЛИКОВ
25 декабря 1997 г.

ВРЕМЕННАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ СХЕМА КОНТРОЛЯ ЗА СОБЛЮДЕНИЕМ
УСЛОВИЙ ПОМЕЩЕНИЯ ТОВАРОВ И ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ ПОД
СООТВЕТСТВУЮЩИЙ ТАМОЖЕННЫЙ РЕЖИМ

Настоящая временная технологическая схема разработана в целях совершенствования организации таможенного контроля за помещением товаров под таможенные режимы: реимпорт, реэкспорт, временный ввоз (вывоз), уничтожение, отказ в пользу государства, единообразного подхода к соблюдению условий и порядка помещения товаров под данные режимы.
В соответствии с Приказом ГТК России от 05.11.96 г. № 673 "О создании отделов (групп) таможенных режимов" на отделы (группы) таможенных режимов таможен возложены функции контроля за товарами, помещаемыми под таможенные режимы, за исключением таможенных режимов транзита, экспорта и выпуска для свободного обращения, в случае, если они осуществляются без особенностей, установленных актами Правительства Российской Федерации, в том числе за правильностью заявления товаров под таможенные режимы в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Режим реимпорта

1. Реимпорт - таможенный режим, при котором российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта, ввозятся обратно в установленные сроки без взимания таможенных пошлин, налогов, а также без применения к товарам мер экономической политики.
Основными документами регулирующими помещение товаров под таможенный режим реимпорта являются: Таможенный кодекс РФ, приказ ГТК России от 09.12.93 № 525, письмо ГТК России от 05.12.96 № 02-15/21673, письмо ГТК России от 14.06.95 № 01-13/8301, письмо ГТК России от 06.04.95 № 06-10/4840.

2. Под таможенный режим реимпорта не могут быть помещены иностранные товары, а также российские товары, вывезенные с таможенной территории РФ в соответствии с другими таможенными режимами (временный вывоз, вывоз для представительств РФ за рубежом, переработка вне таможенной территории, транзит в случае перемещения через таможенную территорию иностранного государства), а также запрещенные к ввозу в РФ и вывозу из РФ.
Для помещения товаров под таможенный режим реимпорта товары должны:
- быть товарами, которые вывозились с территории бывшего Советского Союза за его пределы (до 31.12.1991 г.) или с территории РФ за ее пределы (с 1.01.1992 г.) в соответствии с таможенным режимом экспорта;
- до момента вывоза быть российскими товарами, т.е. товарами российского происхождения либо иностранного происхождения, выпущенными в свободное обращение на территории РФ с полной уплатой таможенных платежей;
- быть ввезены на таможенную территорию РФ в течение 10 лет с момента вывоза.
Датой ввоза считается день принятия последнего документа, необходимого для таможенных целей.
При нахождении за пределами РФ товары могут использоваться в производственных или иных коммерческих целях, подвергаться операциям по обеспечению их сохранности, мелкому ремонту, включая приведение в порядок, и иным подобным операциям при условии, что в результате стоимость этих товаров не увеличилась в сравнении со стоимостью, определенной на момент вывоза.
При повреждении или ином ухудшении товаров вследствие аварии или действия непреодолимой силы такие товары могут помещаться под режим реимпорта при условии подтверждения факта аварии или действия непреодолимой силы способом, не вызывающим сомнение у должностных лиц таможенных органов в подлинности и достоверности.
Письмом ГТК России от 06.04.95 г. № 06-10/4840 установлено, что товары, помещаемые под таможенный режим реимпорта, должны находиться в том же состоянии, в котором они были на момент вывоза, а также устанавливаются три исключения:
- изменение состояния товаров вследствие естественного износа или убыли, которые могут иметь место при соблюдении нормальных условий хранения и транспортировки;
- изменения вследствие аварии или действия непреодолимой силы;
- вследствие проведения с ними операций по обеспечению их сохранности, мелкого ремонта.
К категориям неизменности состояния товаров относятся:
- соответствие кода по ТН ВЭД товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, и их наименования кодам и наименованиям товаров, которые были вывезены с таможенной территории РФ в соответствии с таможенным режимом экспорта;
- неизменность технических характеристик и иных параметров таких товаров, установленных в отношении них нормативными актами.

3. Идентичность товаров вывезенных ранее в соответствии с таможенным режимом экспорта и товаров, помещаемых под таможенный режим реимпорта, факт и момент их вывоза, а также то, что товары являются российскими должны быть установлены (подтверждены) способом, не вызывающим сомнений в подлинности и достоверности.

4. Оплата таможенных платежей, сборов за таможенное оформление, возврат уплаченных сумм вывозных таможенных пошлин и налогов осуществляется в соответствии с действующим таможенным законодательством.
При реимпорте товаров в течение 3 лет с момента вывоза таможенный орган РФ возвращает суммы вывозных таможенных пошлин, налогов.
Возврат производится при соблюдении следующих условий:
- если товары вывозились и ввозятся одним и тем же лицом, уплатившим таможенному органу РФ вывозную пошлину и налоги при экспорте, либо в интересах которого такие платежи были произведены;
- если представлен экземпляр ГТД, на основании которой начислялись и уплачивались вывозные таможенные пошлины, и письменное подтверждение таможенного органа, которому уплачивались такие платежи;
- если налог уплачивался таможенным органам, расположенным на территории РФ;
- если лицо подает в таможенный орган письменное заявление. Заявление о возврате уплаченных сумм должно быть подано таможенному органу до истечения одного года с даты принятия ГТД, в соответствии с которой товары помещаются под таможенный режим реимпорта.
При несоблюдении хотя бы одного из указанных условий возврат сумм вывозных таможенных пошлин и налога не производится. Суммы не индексируются, проценты не выплачиваются.

5. При помещении товаров под таможенный режим реимпорта в отдел (группу) таможенных режимов декларантом представляются следующие документы:
- заявление;
- грузовая таможенная декларация, заполненная в соответствии с Приложением 2 приказа ГТК России от 05.07.94 г. № 343;
- разрешение иных государственных органов, если реимпортируемые товары подлежат контролю этих органов;
- экземпляр грузовой таможенной декларации в соответствии с которой реимпортируемые товары помещались под таможенный режим экспорта, либо иные документы, подтверждающие факт и момент вывоза таких товаров с территории Союза ССР (до 31.12.91 г.) или территории РФ (с 1.01.92 г.) - товаросопроводительные документы и т.д.;
- иные документы, необходимые для производства таможенного оформления.

6. Решение о помещении товаров под таможенный режим реимпорта принимает начальник структурного подразделения таможенного органа либо лицо его замещающее на основании заключения должностного лица отдела (группы) таможенных режимов, проводившего проверку. При положительном решении на заявлении делается разрешающая запись. При отказе в помещении товаров под таможенный режим реимпорта заявителю режима дается обоснованное объяснение отказа.

Режим реэкспорта

1. Реэкспорт товаров - таможенный режим, при котором иностранные товары вывозятся с таможенной территории Российской Федерации без взимания или с возвратом ввозных таможенных пошлин и налогов и без применения мер экономической политики.
Требования, ограничения, условия и порядок помещения товаров и транспортных средств, а также их таможенное оформление под таможенный режим реэкспорта устанавливаются Таможенным кодексом РФ и другими действующими нормативными документами ГТК России.

2. Под данный таможенный режим помещаются иностранные товары (за исключением запрещенных к ввозу - вывозу):
- заявленные таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта;
- находящихся на территории Российской Федерации под таможенным контролем.

3. На товары (услуги) двойного применения, ввезенные в Российскую Федерацию и заявленные в установленной форме таможенному органу для помещения под таможенный режим реэкспорта, распространяется установленный постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.93 № 1030 режим экспортного контроля. Товары (услуги) могут быть реэкспортированы в третьи страны не иначе как при наличии официального согласия иностранного экспортера на их реэкспорт и наличии разрешения Министерства внешних экономических связей РФ (п. "в" разд. 2 и разд. 4 постановления Правительства РФ от 11.10.93 г. № 1030).
В случае заявления к таможенному режиму реэкспорта маркированных товаров, марки акцизного сбора или специальные марки подлежат повреждению способом, исключающим возможность их использования для реализации товаров на территории Российской Федерации (п.10.5 Временной инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации - см. Приложение 1 к приказу ГТК России от 13.07.94 г. № 357).
В случае, когда немаркированные подакцизные товары заявляются таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, такие товары маркировке не подлежат.
Под режим реэкспорта могут быть помещены немаркированные подакцизные товары, доставленные при их ввозе на таможенную территорию Российской Федерации в места определенные для доставки и хранения подакцизных товаров и находящиеся в таком месте в момент заявления режима (п.10.5 Временной инструкции о порядке маркировки отдельных подакцизных товаров, ввозимых на таможенную территорию Российской Федерации - см. Приложение 1 к приказу ГТК России от 13.07.94 г. № 357).
Реэкспорт ядерных материалов, оборудования, специальных неядерных материалов и соответствующих технологий из Российской Федерации может быть произведен только при наличии письменного разрешения Министерства Российской Федерации по атомной энергии, согласованного в части передачи критичной ядерной продукции с Комиссией по экспортному контролю Российской Федерации при правительстве Российской Федерации (постановление Правительства РФ от 08.05.96 г. № 574).

4. Реэкспорт товаров допускается с разрешения таможенного органа РФ.
Разрешение на вывоз товаров в соответствии с таможенным режимом реэкспорта предоставляется:
- начальником таможни либо вышестоящего таможенного органа (в отсутствии начальника лицом его замещающим) только при условии обеспечения уплаты таможенных платежей предоставлением гарантии банка или иного кредитного учреждения или внесения на депозит таможенного органа причитающихся сумм, за исключением случаев, когда нормативными актами ГТК России предусмотрено такое обеспечение только в виде внесения на депозит причитающихся сумм;
- ГТК России в случае реэкспорта алкогольных и табачных изделий. (Указание ГТК России от 21.06.94 г. № 01-12/556)
Отделом (группой) таможенных режимов таможен готовится заключение о возможности помещения товаров и транспортных средств под режим реэкспорта, на основании которого начальник таможни принимает решение.
В случае отрицательного решения заявителю режима дается мотивированный отказ в помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим реэкспорта.

5. Для получения разрешения при помещении товара под режим реэкспорта заявитель предоставляет следующие документы:
а) заявление в таможенный орган в произвольной форме с указанием сроков вывоза товаров с территории Российской Федерации;
б) импортный и экспортный контракты либо З-х сторонний контракт;
в) гарантии, если товар облагается ввозными таможенными пошлинами:
- внесение денежных средств на депозит;
- банковская гарантия;
- обеспечение оплаты таможенных платежей залогом товаров;
г) грузовая таможенная декларация;
д) товаросопроводительные документы;
е) иные документы необходимые для осуществления таможенного оформления и таможенного контроля;
ж) разрешение иных государственных органов, если товары подлежат контролю таких органов.

6. Помещение под таможенный режим реэкспорта товаров, ввезенных на таможенную территорию РФ, которые по тем или иным причинам не могут быть помещены под таможенный режим в соответствии с первоначальными намерениями должно осуществляться в соответствии с письмом ГТК России от 26.04.95 г. № 01-13/5904.
При осуществлении немедленного вывоза с таможенной территории РФ товаров, заявленных непосредственно и исключительно для реэкспорта, таможенные пошлины и налоги не взимаются, ГТД заполняется согласно Временному порядку заполнения грузовой таможенной декларации при помещении товара под таможенный режим реэкспорта (приложение № 7 к приказу ГТК России от 05.07.94 г. № 343).
При заявлении товаров исключительно для целей реэкспорта лицо, заявляющее режим, представляет таможне, производящей таможенное оформление, обязательство о вывозе из РФ ввезенных товаров не позднее 6 месяцев со дня таможенного оформления их ввоза.
В случае, если товары заявленные таможенному органу при их ввозе на таможенную территорию РФ в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, при невозможности их немедленного вывоза могут храниться на территории РФ только на таможенном складе в соответствии с таможенным режимом таможенного склада (указание ГТК России от 21.06.94 г. № 01-12/556). В этом случае составляется ГТД "ИМ 74" (приложение 1 к приказу ГТК России от 05.07.94 г. № 343). При вывозе товара со склада составляется вывозная ГТД "ЭК 11". В графе 40 указывается номер предыдущей декларации, составленной при помещении товара на таможенный склад.
Товар, заявленный для реэкспорта, хранится в соответствии с режимом таможенного склада и должен быть вывезен не позднее 6 месяцев со дня помещения под режим таможенного склада.
Контроль за 6-ти месячным сроком нахождения товара, предназначенного для реэкспорта, на таможенном складе осуществляется отделом (группой) таможенных режимов. По истечении 6-ти месячного срока отдел (группа) таможенных режимов информирует соответствующее структурное подразделение о факте нахождения товаров, предназначенных для реэкспорта, на таможенном складе свыше 6-ти месяцев с целью расчета размера денежных средств необходимых для обеспечения уплаты таможенных пошлин и налогов, и предъявления к лицу установленных таможенным законодательством РФ требований.
При нахождении товара заявленного для реэкспорта на таможенном складе более 6 месяцев таможенный орган предъявляет владельцу товаров требование обеспечения уплаты таможенных платежей гарантией банка или иного кредитного учреждения либо внесением денежных средств на депозит таможенного органа причитающихся сумм.
При неосуществлении фактического вывоза товаров владелец уплачивает таможенные пошлины и налоги, а также проценты по ставкам кредитов, предоставляемых Центральным банком Российской Федерации.

7. Соглашение о реэкспорте товаров и порядке выдачи разрешений на реэкспорт от 15.04.94 г. (приложение к Соглашению о создании зоны свободной торговли от 15.04.94 г.).
Предметом соглашения является реэкспорт товаров, в отношении которых стороны (государства - участники Соглашения), с таможенной территории которых происходят эти товары, применяют меры тарифного и/или нетарифного регулирования или предоставляют внешнеэкономические льготы при их вывозе со своей таможенной территории.
Реэкспорт товаров, указанных выше может быть осуществлен только при наличии надлежаще оформленного письменного разрешения, выданного уполномоченным ведомством страны происхождения товаров.
Для целей Соглашения под реэкспортом понимается вывоз товаров, происходящих с таможенной территории одной из сторон, другой стороной за пределы таможенной территории последней с целью вывоза в страну, не являющуюся стороной данного Соглашения.
Страна происхождения определяется в соответствии с действующими таможенными правилами.
Список стран, являющихся сторонами данного Соглашения, указан в приложении № 1 Соглашения.

8. При вывозе товаров не заявленных при ввозе таможенному органу в качестве предназначенных непосредственно и исключительно для реэкспорта, но в дальнейшем помещенных под таможенный режим реэкспорта ввозные таможенные платежи подлежат возврату при условии если:
- реэкспортируемые товары находятся в том же состоянии, в котором они находились на момент ввоза, кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения;
- реэкспорт товаров происходит в течение 2-х лет с момента ввоза;
- реэкспортируемые товары не использовались в целях извлечения дохода.
Возврат уплаченных сумм производится в течение 1 года после фактического вывоза товаров с таможенной территории Российской Федерации.

9. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров помещенных под таможенный режим реэкспорта взимаются в соответствии с таможенным законодательством РФ. Таможенные сборы за таможенное оформление товаров и транспортных средств уплачиваются как при помещении товаров под указанный таможенный режим, так и при оформлении товара при завершении действий указанного таможенного режима.

10. Перемещение вывозимых из Российской Федерации реэкспортируемых товаров между таможней, произведшей таможенное оформление, и таможней в зоне деятельности которой расположен пункт пропуска на границе, осуществляется в соответствии с правилами доставки товаров под таможенным контролем.

Режим временного ввоза (вывоза) товаров

1. Временный ввоз (вывоз) товаров - таможенный режим, при котором пользование товарами на таможенной территории РФ или за ее пределами допускается с полным или частичным освобождением от таможенных пошлин налогов и без применения мер экономической политики.
Временно ввозимые (вывозимые) товары подлежат возврату в неизменном состоянии кроме изменений вследствие естественного износа либо убыли при нормальных условиях транспортировки и хранения.
Условия и порядок помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза (вывоза), а также их таможенное оформление определяются Таможенным кодексом РФ и действующими нормативными актами ГТК России.

2. Помещение товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза) допускается при представлении заявителем режима обязательства об обратном вывозе (ввозе) и обеспечении уплаты таможенных платежей.
Под режим временного ввоза (вывоза) не подлежат помещению:
- расходуемые материалы и образцы;
- пищевые продукты, напитки, включая алкогольные, табачные изделия, за исключением случаев временного ввоза (вывоза) в рекламных или демонстрационных целях в единичных экземплярах;
- квотируемые товары, предназначенные для вывоза;
- промышленные отходы.
Не допускается предоставление разрешения на временный ввоз (вывоз) товаров, если отсутствует возможность обеспечения их надежной идентификации. В каждом конкретном случае условия и сроки помещения, принятые решения о возможности помещения конкретных товаров под таможенный режим временного ввоза (вывоза), а также порядок таможенного оформления этих товаров определяются в соответствии с действующими нормативными актами ГТК России.

3. Разрешение на временный ввоз (вывоз) товаров и транспортных средств предоставляется таможней на основании предложения отдела (группы) таможенных режимов по результатам рассмотрения представленного заявления.
Одновременно с рассмотрением заявления устанавливается конкретный срок, в течение которого товар, исходя из целей обстоятельств его перемещения, может временно находиться на (вне) таможенной территории.
Сроки временного ввоза (вывоза) товаров устанавливаются таможенным органом Российской Федерации исходя из целей и обстоятельств такого ввоза (вывоза) и не могут быть более 2-х лет.
Для отдельных категорий товаров ГТК России устанавливает более короткие или более продолжительные предельные сроки временного ввоза (вывоза). Так, в случае применения полного освобождения от таможенных пошлин и налогов товаров, приведенных в приложении № 1 к указанию ГТК России от 25.04.94 № 01-12/328, предельный срок временного ввоза (вывоза) составляет один год.
В случае отрицательного решения по заявлению, заявителю дается мотивированный отказ в помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим временного ввоза (вывоза).

4. Продление предельных сроков (т.е. сроков, превышающих два года или иных сроков, установленных нормативными актами ГТК России) временного ввоза (вывоза) товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ в соответствии с таможенным режимом временного ввоза (вывоза) осуществляется ГТК России в порядке, установленном указанием ГТК России от 25.10.95 г. № 01-12/1296. Отдел (группа) таможенных режимов готовит заключение о целесообразности продления сроков временного ввоза (вывоза) свыше предельных.
Продление сроков временного ввоза (вывоза) заявленных в ГТД товаров до предельно установленных производится на основании письменного заявления лица, временно ввозившего (вывозившего) товары.
Принятие решения о продлении сроков осуществляется уполномоченным должностным лицом таможенного органа в письменной форме на заявлении.
При принятии положительного решения о продлении сроков временного ввоза (вывоза) и уплаты лицом, временно ввозившим (вывозившим) товары, причитающихся таможенных платежей, должностным лицом отдела (группы) таможенных режимов делается отметка в 1 и 3 экземплярах ГТД: "Срок продлен до ____________", которая заверяется личной номерной печатью".
При отрицательном решении заявителю режима дается аргументированный ответ о невозможности продления срока временного ввоза (вывоза) товаров и транспортных средств.
При продлении сроков временного ввоза (вывоза) не допускается повторное оформление грузовой таможенной декларации на товары, ранее помещенные под таможенный режим временного ввоза (вывоза).

5. Взаимодействуя с отделом таможенных платежей отдел (группа) таможенных режимов контролирует взимание периодических таможенных платежей.
При временном ввозе (вывозе) товаров в случаях, приведенных в приложении № 1 указания ГТК России от 25.04.94 г. № 01-12/328, применяется полное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов.
В отношении иных товаров, а также в случаях продления (более 1 года) сроков временного ввоза (вывоза) товаров, приведенных в приложении 1 указания ГТК России от 25.04.94 г. № 01-12/328, применяется частичное освобождение от уплаты таможенных пошлин и налогов (периодические таможенные платежи).
В основе деления на полное и частичное освобождение от уплаты таможенных платежей при временном ввозе лежит принцип неизвлечения или извлечения доходов (указание ГТК России от 19.09.95 г. № 01-12/1141).
При частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин и налогов за каждый полный и неполный календарный месяц уплачивается 3% от суммы таможенных пошлин и налогов, которая подлежала бы уплате, если бы товары были выпущены для свободного обращения или вывезены в соответствии с таможенным режимом экспорта.
Порядок уплаты таможенных платежей при частичном освобождении от уплаты таможенных пошлин, налогов временно ввозимых (вывозимых) товаров и порядок возврата излишне уплаченных или взысканных таможенных платежей определены письмом ГТК России от 19.10.95 г. № 01-13/14926.
В случае заявления временно ввезенных товаров к таможенному режиму выпуска для свободного обращения, а временно вывезенных товаров к таможенному режиму экспорта, уплаченные суммы периодических таможенных платежей засчитываются в суммы таможенных пошлин и налогов, подлежащих уплате в связи с помещением товара под указанные таможенные режимы.
За фактически использованную отсрочку либо рассрочку уплаты таможенных пошлин, налогов за время нахождения товаров под таможенным режимом временного ввоза взимаются проценты по ставкам Центрального банка РФ по представляемым этим банком кредитам.
ГТК России в некоторых случаях специальными решениями устанавливает порядок применения полного или частичного освобождения от уплаты таможенных пошлин и налогов в отношении отдельных категорий товаров, помещаемых под таможенный режим временного ввоза (вывоза). Так, письмом ГТК России от 20.07.95 г. № 01-13/10268 установлено, что в соответствии со ст.72 ТК РФ и п.5 постановления Правительства РФ от 29.06.95 г. № 633 "О развитии лизинга в инвестиционной деятельности" товары, являющиеся объектом международного финансового лизинга, временно ввозимые на таможенную территорию РФ подлежат частичному освобождению от уплаты таможенных пошлин и налогов.
При принятии решения о временном ввозе (вывозе) товаров с полным или частичным освобождением от обложения таможенными пошлинами строго руководствоваться действующими нормативными актами ГТК России.

6. Контроль сроков временного ввоза (вывоза) товаров осуществляется отделом (группой) таможенных режимов таможни. Формы ведения контроля за осуществлением фактического обратного вывоза (ввоза) товаров определяются таможенным органом самостоятельно.
При обнаружении нарушения обязательства заявителя режима по обратному ввозу (вывозу) товаров в установленные сроки, инспектором, обнаружившим нарушение, составляется протокол о НТП.
Информирование отдела (группы) таможенных режимов о ходе производства по делу о НТП и вынесенном постановлении по делу осуществляется ОТР или ОБТП таможни в соответствии с технологической схемой взаимодействия.

7. Таможенный режим временного ввоза (вывоза) завершается по истечении установленных сроков и при обратном вывозе (ввозе) в установленные сроки находившихся под этим режимом товаров, а также при заявлении таких товаров под иной таможенный режим до истечения сроков временного ввоза (вывоза).
Изменение таможенного режима временного ввоза (вывоза) на иной таможенный режим осуществляется при соблюдении всех требований, условий и порядка помещения под вновь заявленный таможенный режим, определяемых действующим таможенным законодательством, а также уплатой причитающихся таможенных пошлин и налогов.

Режим уничтожения

1. Уничтожение - таможенный режим, при котором иностранные товары и транспортные средства уничтожаются под таможенным контролем, включая приведение их в состояние, непригодное для использования, без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы, а также без применения мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т.п.).
Требования, ограничения, условия и порядок помещения, а также таможенное оформление товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения устанавливаются Таможенным кодексом РФ, "Положением о таможенном режиме уничтожения", утвержденного приказом ГТК России от 18.05.94 г. № 203, другими нормативными документами.

2. Под таможенный режим уничтожения могут быть помещены:
а) ввозимые иностранные товары и транспортные средства, фактически пересекшие таможенную границу Российской Федерации;
б) иностранные товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации и помещенные под таможенные режимы транзита, таможенного склада, магазина беспошлинной торговли, переработки на таможенной территории, переработки под таможенным контролем, временного ввоза, свободной таможенной зоны, свободного склада, реэкспорта, а также условно выпущенные товары и транспортные средства.
Помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения допускается, если в результате использования выбранного способа уничтожения товары и транспортные средства полностью утрачивают свои первоначальные потребительские свойства и стоимость.

3. Не допускается помещение под таможенный режим уничтожения:
- товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию;
- предметов художественного, исторического и археологического достояния народов Российской Федерации и зарубежных стран;
- видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, их частей и дериватов;
- товаров и транспортных средств, принятых таможенными органами в качестве предмета залога, - до прекращения отношений залога;
- товаров и транспортных средств, изъятых по делам о контрабанде и иных преступлениях в сфере таможенного дела, по делам о нарушении таможенных правил или по делам о других преступлениях и правонарушениях;
- товаров и транспортных средств, на которые наложен арест;
- товаров и транспортных средств, в отношении которых таможенным органом или судом (судьей) принято решение о конфискации.

Таможенный орган не предоставляет разрешение на помещение товаров или транспортных средств под таможенный режим уничтожения:
а) если уничтожение товаров и транспортных средств может причинить существенный вред окружающей природной среде;
б) если уничтожение товаров и транспортных средств влечет или может повлечь расходы для государства;
в) если таможенный орган не имеет возможности осуществить контроль за фактическим уничтожением товаров и транспортных средств;
г) в иных случаях, когда у таможенного органа имеются достаточные основания для этого.

4. При помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения заявителем представляются в отдел (группу) таможенных режимов следующие документы:
- грузовая таможенная декларация, заполненная согласно приложения 1 "Положения о таможенном режиме уничтожения", утвержденного приказом ГТК России от 18.05.94 г. № 203 (Положение);
- заявление лица, перемещающего товар по форме, приведенной в приложении 2 Положения;
- транспортные средства декларируются переводчиком путем представления в таможенный орган заявления, составленного по форме, приведенной в приложении № 3 Положения;
- грузовые и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства (накладные, коносаменты, счета - фактуры и т.д.);
- разрешения других государственных органов, если товары и транспортные средства ввозятся на территорию Российской Федерации и подлежат контролю этих органов;
- иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля;
- при наличии оснований полагать, что уничтожение товаров или транспортных средств может причинить существенный вред окружающей природной среде, таможенный орган вправе обязать декларанта представить заключение специально уполномоченных в соответствии с законодательством Российской Федерации об охране окружающей природной среды органов государственного экологического контроля;
- в случае, если уничтожение товаров или транспортных средств сопряжено с выбросом, сбросом, складированием, размещением или захоронением (затоплением) вредных, потенциально опасных, токсичных, особо токсичных или радиоактивных отходов, такое уничтожение допускается только с разрешения специально уполномоченных на то государственных органов Российской Федерации в области охраны окружающей природной среды и органов санитарно - эпидемиологического надзора.

5. Решение о предоставлении разрешения на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения принимает начальник таможенного органа либо лицо, его замещающее. Такое разрешение оформляется путем совершения на заявлении надписи "Уничтожение разрешено", заверяемой подписью указанного лица и личной номерной печатью либо печатью таможенного органа.
При установлении обстоятельств, исключающих возможность помещения товаров и транспортных средств под таможенный режим уничтожения, заявителю режима дается аргументированный отказ.

6. Уничтожение товаров и транспортных средств производится под таможенным контролем, о фактическом уничтожении товаров и транспортных средств составляется акт по форме, приведенной в Приложении № 4 Положения.

7. Отходы (остатки), образовавшиеся в результате уничтожения товаров и транспортных средств, должны быть помещены под соответствующий таможенный режим как иностранные товары, находящиеся под таможенным контролем и подлежат таможенному оформлению как иностранные товары, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации в таком состоянии.
Таможенная декларация в отношении отходов (остатков) должна быть подана не позднее 7 дней с даты фактического уничтожения товаров и транспортных средств.

8. Отходы (остатки), дальнейшее использование которых невозможно в силу того, что такие отходы (остатки) захоронены (затоплены), подлежат таможенному оформлению применительно к таможенному режиму выпуска для свободного обращения.
В отношении этих товаров, а также в случае, если таможенная стоимость отходов (остатков) не превышает суммы, эквивалентной 20 долларам США, таможенные пошлины, налоги, относящиеся к товарам, и таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются, а декларирование производится путем указания сведений об отходах (остатках) в заявлении (Приложения N№ 2 и 3) и акте (Приложение № 4) Положения.

9. За таможенное оформление товаров, помещаемых под таможенный режим уничтожения, взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в размере 0,1% таможенной стоимости товаров и в иностранной валюте, курс которой котируется Центральным банком Российской Федерации, в размере 0,05% таможенной стоимости товара.
За таможенное оформление транспортных средств, помещаемых под таможенный режим уничтожения, взимаются таможенные сборы в валюте Российской Федерации в сумме, эквивалентной 15 долларам США за каждую единицу транспортного средства, но не более 0,1% их таможенной стоимости.

Режим отказа от товара в пользу государства

1. Отказ в пользу государства - таможенный режим, при котором лицо отказывается от товара или транспортного средства без взимания таможенных пошлин, налога на добавленную стоимость, акцизов, иных налогов, взимание которых возложено на таможенные органы (далее - налоги), а также без применения мер экономической политики (квотирование, лицензирование и т.п.).
Требования, условия и порядок помещения товаров и транспортных средств под режим отказа в пользу государства, а также таможенное оформление и контроль товаров определяется Таможенным кодексом РФ, "Положением о таможенном режиме отказа в пользу государства", утвержденного приказом ГТК России от 30.12.1993 г. № 559 (далее Положение), указанием ГТК России от 27.08.1997 г. № 01-14/1211 и другими нормативными актами.

2. Под таможенный режим отказа в пользу государства могут быть помещены:
- ввозимые товары и транспортные средства, фактически пересекшие таможенную границу Российской Федерации;
- товары и транспортные средства, ввезенные на таможенную территорию Российской Федерации и помещенные под иной таможенный режим;
- вывозимые товары и транспортные средства, в отношении которых подана таможенная декларация или совершено иное действие, непосредственно направленное на реализацию намерения лица их вывезти.

3. Не допускается помещение под таможенный режим отказа в пользу государства:
- товаров и транспортных средств, запрещенных к ввозу в Российскую Федерацию, вывозу из Российской Федерации;
- товаров и транспортных средств, выпущенных для свободного обращения на территории Российской Федерации или в соответствии с таможенным режимом реимпорта;
- товаров и транспортных средств, поименованных в Приложении № 1 Положения.

4. Таможенный орган может отказать в предоставлении разрешения на помещение товаров или транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства в случаях:
- если помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства может повлечь какие-либо расходы для государства;
- если стоимость товаров и транспортных средств не может покрыть расходов таможенного органа, связанных с их реализацией;
- если возможность реализации товаров и транспортных средств таможенными органами ограничена;
- в иных случаях, когда у таможенного органа имеются достаточные основания для этого.

5. При помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства заявителем представляются в отдел (группу) таможенных режимов следующие документы:
- грузовая таможенная декларация, заполненная в соответствии с приложением № 3 приказа ГТК России от 05.07.94 г. № 343, либо заявление лица, составленного в соответствии с приложением № 3 Положения о режиме;
- разрешения иных государственных органов, если товары и транспортные средства подлежат контролю этих органов;
- грузовые и товаросопроводительные документы на товары и транспортные средства (накладные, коносаменты, спецификации, счета - фактуры и т.д.);
- сертификат в отношении товаров и транспортных средств, подлежащих обязательной сертификации;
- иные документы, необходимые для производства таможенного оформления и проведения таможенного контроля.

6. Должностное лицо отдела (группы) таможенных режимов проверяет предоставленные документы и готовит заключение о представлении разрешения на помещение товаров и транспортных средств под режим отказа в пользу государства, предварительно согласовав вопрос о возможности реализации товаров через отдел (группу) работы с конфискатами.

7. Разрешение таможенного органа на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства оформляется начальником структурного подразделения таможенного органа либо лицом, его замещающим, путем совершения надписи "Отказ разрешен", заверяемой подписью и личной номерной печатью, в графе "Д" грузовой таможенной декларации либо на заявлении лица.
В соответствии с указанием ГТК России от 27.08.97 г. № 01-14/1211 начальник таможенного органа обеспечивает личный контроль за выполнением требований приказа ГТК России от 30.12.93 г. № 559 при помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства.
При отказе в помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства заявителю режима дается обоснованное объяснение отказа.

8. Лицо, избравшее таможенный режим отказа в пользу государства, не вправе изменить указанный режим на другой после получения разрешения таможенного органа на помещение товаров или транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства.

9. При помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства таможенные пошлины и налоги, а также таможенные сборы за таможенное оформление не взимаются. При этом плательщику возвращаются:
- суммы, внесенные на депозит таможенного органа в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей;
- суммы ввозных таможенных пошлин и налогов, уплаченные при помещении товаров и транспортных средств под таможенные режимы переработки на таможенной территории, реэкспорта;
- суммы вывозных таможенных пошлин, уплаченные при помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим переработки вне таможенной территории;
- суммы вывозных таможенных пошлин, уплаченные при помещении товаров под таможенный режим экспорта и при временном вывозе товаров и транспортных средств, в случае, если товары и транспортные средства не были фактически вывезены с таможенной территории Российской Федерации.
При помещении товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства временно ввезенных товаров и транспортных средств уплаченные суммы ввозных таможенных пошлин и налогов возврату не подлежат.

10. При передаче лицом таможенному органу товаров и транспортных средств, помещенных под таможенный режим отказа в пользу государства, по просьбе лица составляется в двух экземплярах акт, форма которого приведена в Приложении № 5 Положения. Бланки таких актов являются документами строгой финансовой отчетности. Один экземпляр указанного акта хранится в таможенном органе, предоставившем разрешение на помещение товаров и транспортных средств под таможенный режим отказа в пользу государства. Второй экземпляр акта передается лицу, отказавшемуся от товаров и транспортных средств в пользу государства.

11. Распоряжение товарами и транспортными средствами, от которых лицо отказалось в пользу государства, осуществляется в соответствии с таможенным законодательством.

Согласовано
Начальник отдела
таможенных режимов УТУ
Е.В.АРБЕНИН

Начальник отдела
таможенных платежей УТУ
А.А.ЕЛИСТРАТОВА


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru