Законодательство
Пермского края

Березник
Бесово
Большая
Верещагинский р-н
Верх-Култым
Восход
Гари
Гора
Горы
Гремяча
Губаха
Добрянка
Еловский р-н
Заборье
Заимка
Заозерье
Захарово
Карьер
Кизел
Ключи
Комарово
Королево
Кунгур
Лысьва
Лябово
Мохово
Нефтебаза
Нижняя
Новоселы
Октябрьский р-н
Олени
Осинский р-н
Остров
Оханский р-н
Очерский р-н
Пермский край
Пермский р-н
Пермь
Посад
Савино
Селянки
Сибирь
Сова
Соликамск
Средняя
Уинский р-н
Усольский р-н
Усть-Сыны
Хухрята
Чусовой
Шилово

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО Уральского таможенного управления от 23.10.1998 № 239
"О ПРИМЕНЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ В УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

ПИСЬМО
от 23 октября 1998 г. № 239

О ПРИМЕНЕНИИ ВЗЫСКАНИЙ ЗА НАРУШЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВИЛ
В УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ И КОНТРОЛЕ ЗА ИХ ПРИМЕНЕНИЕМ

За 9 месяцев 1998 года таможнями региона УТУ зарегистрировано 20168 фактов нарушений таможенных правил, из них в 13697 случаях применены акты упрощенной формы (68% от общего числа зарегистрированных правонарушений).
Проверки, проводимые работниками транспортных прокуратур, сотрудниками Уральского таможенного управления и Уральской оперативной таможни показали, что установленные таможенным законодательством требования при составлении актов часто не соблюдаются, взыскания за нарушения таможенных правил по-прежнему налагаются неуполномоченными должностными лицами таможенных органов, отсутствует должный контроль за применением актов упрощенной формы со стороны руководителей таможен.
В целях устранения нарушений при применении актов наложения взысканий в упрощенной форме сотрудниками таможенных органов Уральского таможенного управления приказываю:

1. Утвердить методические рекомендации по использованию упрощенной формы применения взыскания (приложение № 1) и распределение обязанностей должностных лиц таможенных органов при применении взысканий за нарушение таможенных правил в упрощенной форме (приложение № 2).
2. Начальникам таможен при использовании уполномоченными должностными лицами таможенных органов актов наложения взыскания в упрощенной форме строго руководствоваться документами, утвержденными п.1 приказа и взять под личный контроль их применение.
3. Заместителям начальников таможен по борьбе с таможенными правонарушениями ежеквартально (до 10 числа месяца, следующего за отчетным кварталом) предоставлять в Уральскую оперативную таможню сведения о количестве опротестованных и обжалованных актов упрощенной формы, принятых в связи с этим решением, и мерах в отношении виновных должностных лиц.
4. Контроль за исполнением настоящего приказа осуществлять заместителю начальника УТУ - начальнику УОТ Дроздецкому Г.Н.

Начальник Управления
генерал - майор таможенной службы
С.В.ЛАПЧЕНКО





Приложение № 1
к Приказу УТУ
от 23.10.98 № 239

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ
ВЗЫСКАНИЯ

Упрощенная форма применения взыскания дает таможенным органам возможность оперативно, без лишних формальностей налагать взыскания за нарушения таможенных правил.
Применение упрощенной формы наложения взыскания регламентировано главой 51 (ст. 383 - 386) Таможенного кодекса РФ, а также Приказами ГТК России от 28.04.94 № 177 "Об утверждении формы акта о наложении взыскания"; от 23.05.95 № 341 "О порядке приема и учета денежных сумм при использовании акта о наложении взыскания"; от 20.01.95 № 33 "Об утверждении Положения о порядке учета и регистрации дел о НТП в таможенных органах РФ", Методическими рекомендациями о процедуре оформления применения взыскания за нарушение таможенных правил в упрощенной форме и контроля за ее применением, утвержденными письмом ГТК России от 21.01.98 г. № 01-15/1147.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. В соответствии со ст. 383 ТК РФ использование упрощенной формы применения взыскания допускается при выявлении нарушений таможенных правил, предусмотренных ст. 249 - 253, чч. 2, 3 ст. 254, ст. 255, 265, 267 - 270, 272, частью второй ст. 279 и ст. 288 Таможенного кодекса Российской Федерации, если за совершение такого правонарушения налагается взыскание в виде предупреждения или штрафа.
1.2. При использовании упрощенной формы применения взыскания протокол о таможенном правонарушении не составляется, административное дело не заводится, процессуальные действия не проводятся, а взыскание налагается, как правило, на месте обнаружения НТП.
1.3. В отличие от процедуры наложения взыскания по делам о нарушении таможенных правил, по которым решения о наложении взысканий принимают начальники таможенных органов и их заместители, правом наложения взыскания по упрощенной форме наделены и другие должностные лица таможенных органов.
Упрощенная форма наложения взыскания должна применяться только наиболее профессионально подготовленными сотрудниками таможенных органов, наделенными такими полномочиями по приказу начальника таможенного органа в соответствии с требованиями приказов ГТК России от 28.04.94 г. № 177 "Об утверждении формы акта о наложении взыскания" и от 23.05.95 г. № 341, утвердившим "Правила приема и учета денежных сумм при использовании акта о наложении взыскания".
Для наделения должностного лица такими полномочиями начальник структурного подразделения таможни подает ходатайство об этом на имя начальника таможенного органа. Данное ходатайство согласуется:
- с заместителем начальника таможни, в подчинении которого находится это подразделение;
- с заместителем начальника таможни по правоохранительной работе;
- с начальником отдела таможенных расследований таможни;
- с начальником отдела собственной безопасности.
Начальник отдела таможенных расследований обязан принять у должностных лиц, в отношении которых подается ходатайство, зачеты по знанию правовых основ применения взыскания по упрощенной форме. По результатам сдачи зачетов составляется ведомость, которая хранится в отделе таможенных расследований.

2. УСЛОВИЯ НАЛОЖЕНИЯ ВЗЫСКАНИЙ ЗА СОВЕРШЕНИЕ НТП
В УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ

2.1. Наложение взысканий за совершение нарушений таможенных правил в упрощенной форме может использоваться лишь при соблюдении условий, предусмотренных ст. 384 ТК РФ, а именно:
- в отношении физических или должностных лиц в случае, когда они достигли восемнадцатилетнего возраста и не являются немыми, глухими, слепыми и не имеют иных физических или психических недостатков, которые препятствуют самостоятельному осуществлению права на защиту;
- в отношении юридических лиц, а также лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в случае, если в момент обнаружения правонарушения присутствует руководитель или заместитель руководителя юридического лица, а также лицо, занимающееся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, либо их уполномоченный на то представитель.
При этом юридические лица должны признавать факт совершения нарушения таможенных правил, физические и должностные лица свою виновность, согласны с использованием упрощенной формы применения взыскания, а в случае наложения взыскания в виде штрафа иметь реальную возможность уплатить штраф немедленно на месте. Признание лицом факта совершения им правонарушения, виновности в его совершении, согласие с использованием упрощенной формы применения взыскания и готовность данного лица уплатить штраф, должны фиксироваться собственноручно сделанной правонарушителем записью в соответствующей графе акта о наложении взыскания и заверяться его подписью.

3. ПОРЯДОК ИСПОЛЬЗОВАНИЯ И ЗАПОЛНЕНИЯ АКТА
УПРОЩЕННОЙ ФОРМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ВЗЫСКАНИЯ ЗА НТП

3.1. В соответствии со ст. 385 ТК РФ после установления обстоятельств, предусмотренных ст. 383, 384 ТК РФ, должностное лицо таможенного органа Российской Федерации составляет акт о наложении взыскания по форме, утвержденной приказом ГТК России от 28.04.94 г. № 177 "Об утверждении формы акта о наложении взыскания".
3.2. Данный акт является документом строгой финансовой отчетности и должен содержать сведения, предусмотренные ст. 385 ТК РФ:
- наименование таможенного органа РФ, должностным лицом которого составляется акт;
- дату его составления;
- фамилию и инициалы должностного лица, составившего акт;
- краткие сведения о лице, совершившем нарушение таможенных правил (если правонарушение совершено юридическим лицом, то в акте следует указывать полное наименование предприятия, его юридический адрес, Ф.И.О. руководителя предприятия либо уполномоченного представителя, действующего на основании доверенности, с обязательным указанием должностного положения этих лиц. Если правонарушение совершено физическим лицом, то в акте нужно указать Ф.И.О. этого лица, его паспортные данные (номер паспорта, когда и кем выдан), место жительства, место работы, должность);
- краткое описание нарушения таможенных правил и указание на статью ТК РФ, предусматривающую ответственность за это нарушение (в акте о наложении взыскания должны быть конкретно указаны время, место совершения правонарушения; существо нарушения таможенных правил; признаки, указывающие на статью или соответствующую часть статьи ТК РФ, по которой предусмотрена ответственность за таможенное правонарушение).
Как показывает практика, во многих актах существо правонарушения указывается неполно либо описательная часть правонарушения переписана из диспозиции статьи ТК РФ, иногда не указывается часть статьи Таможенного кодекса, по которой лицо привлекается к ответственности. Все это существенно ущемляет права лица, привлекаемого к ответственности, которое в соответствии со ст. 308 ТК РФ вправе знать, за какое нарушение таможенных правил оно привлекается к ответственности;
- вид взыскания, а в случае наложения штрафа - отметку об уплате штрафа. Сумму штрафа необходимо указывать в кратном размере минимальной месячной оплаты труда и в денежном выражении цифрами и прописью;
- подписи правонарушителя и сотрудника таможенного органа, которые проставляют на каждом из трех экземпляров акта о наложении взыскания, без использования копирки.
На практике акты не всегда вручаются под расписку лицам, привлекаемым к ответственности, в некоторых актах отсутствует подпись должностного лица таможенного органа, наложившего взыскание, что является грубыми нарушениями.
Должностное лицо таможенного органа, составившее акт, расписывается в акте один раз напротив своей графы и заверяет свою подпись личной номерной печатью. Лицо, привлекаемое к ответственности, расписывается в акте три раза:
- первый раз после указания сведений о лице, привлекаемом к ответственности, признавая факт (для физических лиц - виновность) совершения нарушения таможенных правил, согласие с применением упрощенной формы наложения взыскания и готовность уплатить штраф немедленно;
- второй раз напротив своей графы, подтверждая ознакомление с составленным актом и своими правами на обжалование этого акта;
- третий раз правонарушитель расписывается в том, что получил копию акта о наложении взыскания (ставится дата получения копии акта и подпись).
3.3. Акты о наложении взыскания надлежит заполнять четким, разборчивым почерком, не допуская неустановленных сокращений.
Несмотря на то, что акты о наложении взыскания по упрощенной форме являются документами строгой финансовой отчетности, они зачастую заполняются небрежно, с неоговоренными исправлениями, порой вообще не читаемы.
3.4. В соответствии с действующим таможенным законодательством, лицо, привлекаемое к ответственности за нарушение таможенных правил, по акту упрощенной формы, может, но не обязано, давать объяснения по существу правонарушения. Иногда такие объяснения являются единственным доказательством, позволяющим разграничить составы правонарушений, по которым возможно применение упрощенной формы наложения взыскания, от составов, по которым необходимо составлять протоколы о нарушении таможенных правил (например, для разграничения ч.1 от ч.3 ст. 254 ТК РФ). В этих случаях рекомендуется брать объяснения и прилагать их к акту.
3.5. К акту в обязательном порядке должны прилагаться копии документов, подтверждающие факт совершения нарушения таможенных правил (ГТД, ДКД, ТТН и т.д.).
Все документы (справка о размере минимальной месячной оплаты труда на день совершения НТП, объяснения правонарушителя, копии ГТД, ДКД и т.д.) прикладываются к третьему экземпляру акта и вместе с этим экземпляром хранятся в ОТР таможни.
В исключительных случаях (отсутствие технических возможностей и т.д.) копии документов могут не прилагаться к акту, но об этом должностным лицом составляется рапорт с указанием причин, по которым копии документов не были приобщены к акту.
При отсутствии этих документов иногда нельзя сделать однозначный вывод о том, имеется ли в действиях привлекаемого к ответственности лица состав правонарушения, по которому возможно применение упрощенной формы наложения взыскания, либо имеется состав более тяжкого таможенного правонарушения (например, наличие состава правонарушения, предусмотренного ч.1 или ч.2 ст. 279 ТК РФ).
3.6. В случае наложения взыскания по упрощенной форме на иностранного гражданина, который в услугах переводчика не нуждается, в графе акта "оформление акта проводилось в присутствии переводчика" целесообразно, чтобы правонарушитель собственноручно делал запись о том, что он в услугах переводчика не нуждается. Данная запись обязательно должна быть удостоверена подписью правонарушителя.
В пограничных таможнях акты о наложении взыскания по упрощенной форме применяются в отношении граждан иностранных государств, но из актов неясно, нуждается или нет лицо, привлекаемое к ответственности, в услугах переводчика.
3.7. В графе акта "отметка об уплате штрафа" необходимо указывать номер и дату платежного документа. К третьему экземпляру акта, передаваемому в отдел таможенных расследований, прикладывается квитанция об уплате штрафа.

4. ОБЖАЛОВАНИЕ АКТА О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ

4.1. Акт о наложении взыскания по упрощенной форме в соответствии со ст. 386 ТК РФ может быть обжалован начальнику или заместителю начальника таможенного органа, должностное лицо которого составило указанный акт, в течение десяти дней со дня составления акта.
Решение указанных должностных лиц по жалобе является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит.
4.2. Начальник или заместитель начальника таможенного органа Российской Федерации, должностное лицо которого составило акт о наложении взыскания, рассмотрев указанный акт, принимает одно из предусмотренных ч.3 ст. 386 ТК РФ решений. О принятом решении сообщается лицу, привлеченному к ответственности за нарушение таможенных правил.

5. ПОРЯДОК ПРИЕМА И УЧЕТА ДЕНЕЖНЫХ СУММ ПРИ
ИСПОЛЬЗОВАНИИ АКТА О НАЛОЖЕНИИ ВЗЫСКАНИЯ

5.1. В соответствии с "Правилами приема и учета денежных сумм при использовании акта о наложении взыскания", утвержденными приказом ГТК России от 23.05.95 г. № 341, основанием для получения сумм штрафов с лиц за нарушение таможенных правил является акт о наложении взыскания при условии согласия таких лиц с упрощенной формой взыскания, выраженной ими готовности и реальной возможности уплатить штраф немедленно на месте.
5.2. Взимание денежных средств в виде штрафов может осуществлять должностное лицо, назначенное приказом руководителя таможенного органа и заключившее договор о полной индивидуальной материальной ответственности в соответствии со ст. 121.1 КЗоТ РФ и приказом ГТК России от 06.05.93 г. № 162 "О мерах по усилению контроля за сохранностью денежных средств и государственного имущества". Перед заключением договора начальник таможенного органа обязан под расписку ознакомить должностное лицо с Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.
5.3. Штраф уплачивается наличными деньгами в валюте Российской Федерации либо в иностранных валютах, курсы которых котируются Центральным Банком Российской Федерации.
В случае уплаты штрафа в иностранной валюте в акте о наложении взыскания следует указывать размер штрафа в валюте Российской Федерации, вид и количество уплачиваемой иностранной валюты, и ее курс на день уплаты штрафа.
5.4. Должностное лицо после получения денежных средств в виде уплаты штрафа за нарушение таможенных правил без использования копирки ставит подпись на каждом из трех экземплярах акта, которую удостоверяет своей личной печатью.
5.5. Суммы штрафов, полученные за нарушение таможенных правил, ежедневно сдаются в кассу таможенного органа по реестру с обязательным приложением вторых экземпляров актов о наложении взыскания.

6. ПОРЯДОК УЧЕТА И РЕГИСТРАЦИИ АКТОВ О НАЛОЖЕНИИ
ВЗЫСКАНИЙ

6.1. Учету в таможенных органах Российской Федерации подлежат все дела о нарушении таможенных правил и акты о наложении взыскания, которые регистрируются в таможенных органах Российской Федерации не ниже таможни.
6.2. В таможенном органе Российской Федерации ведется один Журнал учета, в котором регистрируются протоколы о НТП (далее протоколы) и акты о наложении взыскания, составленные должностными лицами структурных подразделений этого таможенного органа или должностными лицами таможенных постов, непосредственно подчиняющихся этому таможенному органу. Форма Журнала учета приведена в Приложении 1 к "Положению о порядке учета и регистрации дел", утвержденному приказом ГТК России от 20.01.95 г. № 33.
6.3. Основными принципами подхода к регистрации дел о нарушении таможенных правил и актов о наложении взыскания являются:
- обязательность регистрации всех составленных протоколов о нарушении таможенных правил и актов о наложении взыскания;
- одноразовость, при которой дело о НТП на всех стадиях производства и рассмотрения в одном таможенном органе сохраняет номер, присвоенный ему при первоначальной регистрации в этом таможенном органе;
- единообразие регистрации протоколов о НТП и актов о наложении взыскания в отношении юридических, должностных и физических лиц.
6.4. Протоколы и акты о наложении взыскания регистрируются в отделах таможенных расследований независимо от того, кем они составлены и поручено ли ведение производства по ним сотрудникам этого подразделения.
6.5. Протоколы и акты о наложении взыскания представляются для регистрации в Журнале учета лицами их составившими.
6.6. Регистрацию дел о НТП в Журнале учета и внесение в него сведений осуществляет один из штатных сотрудников указанного в п.6.4. подразделения, на которого возложена обязанность непосредственного ведения записей в Журнале учета.
6.7. В соответствии с Приказом ГТК России от 20.01.95 г. № 33 акты о наложении взыскания регистрируются в Журнале учета дел о нарушении таможенных правил в срок не более трех дней с момента составления, а акты, составленные должностными лицами таможенных постов, регистрируются в срок не более пяти дней с момента составления. В исключительных случаях, при невозможности представить акт для регистрации в указанные сроки допускается регистрация и присвоение номера по данным, сообщенным по телефону, факсу, телетайпу и иным средствам связи.
6.8. За организацию работы по учету и регистрации дел о нарушении таможенных правил и актов о наложении взыскания отвечают начальники таможенных органов и их заместители по правоохранительной деятельности.
6.9. За хранение Журналов учета, своевременность, полноту и достоверность вносимых в них сведений ответственность возлагается на начальников отделов таможенных расследований.

7. КОНТРОЛЬ ЗА ПРИМЕНЕНИЕМ ВЗЫСКАНИЙ В УПРОЩЕННОЙ
ФОРМЕ

7.1. Начальник таможни или его заместитель по правоохранительной работе в порядке контроля обязан не реже одного раза в месяц рассматривать составленные акты о наложении взыскания и прилагаемые к ним документы на предмет правильности квалификации совершенного правонарушения и обоснованности наложенного взыскания.
Руководствуясь требованиями ст. 386 ТК РФ, по результатам рассмотрения акта начальник таможни или его заместитель по правоохранительной работе может принять одно из следующих решений:
а) оставить акт и взыскание без изменения;
б) вынести постановление об отмене акта о наложении взыскания и освободить нарушителя от ответственности;
в) своим постановлением отменить акт о наложении взыскания и вынести постановление о заведении дела о нарушении таможенных правил или возбудить уголовное дело о преступлениях, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов;
г) своим постановлением изменить меру взыскания, с тем, однако, чтобы взыскание не было усилено.
О рассмотрении акта в порядке контроля начальник таможни или его заместитель по правоохранительной работе должен сделать отметку на акте.
7.2. Отделы собственной безопасности в пределах своей компетенции периодически производят проверку привлечения лиц к административной ответственности за НТП с применением взыскания в упрощенной форме.





Приложение № 2
к Приказу УТУ
от 23.10.98 № 239

РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ
ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ЗА ПРИМЕНЕНИЕ ВЗЫСКАНИЙ
ЗА НТП В УПРОЩЕННОЙ ФОРМЕ

1. Должностное лицо таможенного органа, непосредственно применяющее упрощенную форму наложения взыскания:
- сдает начальнику ОТР таможни зачет по правовым основам применения взыскания по упрощенной форме;
- заключает с начальником таможни договор о полной материальной ответственности в соответствии со ст. 121.1 КЗоТ РФ и приказом ГТК России от 06.05.93 г. № 162 "О мерах по усилению контроля за сохранностью денежных средств и государственного имущества";
- составляет акты о наложении взыскания по упрощенной форме с соблюдением требований главы 51 ТК РФ, Приказа ГТК России № 177 от 28.04.94 г., Приказа ГТК России № 341 от 23.05.95 г., Методических рекомендаций ГТК России от 21.01.98 г.;
- первый экземпляр акта вручают нарушителю; второй экземпляр передает в ОБУ и К таможни; третий экземпляр с приложением всех документов сдает в ОТР таможни;
- в определенные Приказом ГТК России № 33 от 20.01.95 г. сроки предоставляет акт упрощенной формы в ОТР таможни для регистрации в Журнале учета дел о НТП.
2. Начальник ОБУ и К таможни:
- обеспечивает контроль за использованием актов о наложении взыскания, как документов строгой отчетности;
- обеспечивает контроль за соблюдением Правил приема и учета денежных сумм при использовании акта о наложении взыскания (утвержденных Приказом ГТК России № 341 от 23.05.95).
3. Начальник ОТР таможни:
- принимает зачеты от сотрудников таможни, в отношении которых подано ходатайство о наделении их полномочиями по применению актов упрощенной формы, на предмет знания правовых основ наложения взыскания в упрощенной форме;
- следит за своевременной и правильной регистрацией актов о наложении взысканий в журнале регистрации дел о нарушении таможенных правил и актов упрощенной формы;
- отвечает за систематизацию и обеспечение сохранности передаваемых в ОТР актов упрощенной формы и прилагаемых к ним документов;
- не реже одного раза в месяц передает составленные акты для проверки в порядке контроля начальнику таможни или его заместителю по правоохранительной работе.
4. Начальник таможни (заместитель начальника таможни по борьбе с таможенными правонарушениями):
- издает приказ о наделении конкретных должностных лиц таможни полномочиями по применению взыскания в упрощенной форме;
- заключает с должностным лицом, непосредственно применяющим упрощенную форму наложения взыскания, договор о полной индивидуальной материальной ответственности;
- отвечает за организацию работы по учету и регистрации дел о НТП и актов о наложении взыскания в упрощенной форме;
- руководствуясь требованиями ст. 386 ТК РФ выносит решение по обжалуемому акту о наложении взыскания;
- не реже одного раза в месяц в порядке контроля за соблюдением должностными лицами таможенных органов РФ законности рассматривает составленные акты о наложении взыскания, о чем делает отметку на акте.


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru