Законодательство
Пермского края

Березник
Бесово
Большая
Верещагинский р-н
Верх-Култым
Восход
Гари
Гора
Горы
Гремяча
Губаха
Добрянка
Еловский р-н
Заборье
Заимка
Заозерье
Захарово
Карьер
Кизел
Ключи
Комарово
Королево
Кунгур
Лысьва
Лябово
Мохово
Нефтебаза
Нижняя
Новоселы
Октябрьский р-н
Олени
Осинский р-н
Остров
Оханский р-н
Очерский р-н
Пермский край
Пермский р-н
Пермь
Посад
Савино
Селянки
Сибирь
Сова
Соликамск
Средняя
Уинский р-н
Усольский р-н
Усть-Сыны
Хухрята
Чусовой
Шилово

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







ПИСЬМО Уральского таможенного управления от 07.05.1999 № 13-03/1457
"О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ"

Официальная публикация в СМИ:
публикаций не найдено






ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

УРАЛЬСКОЕ ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ

УРАЛЬСКАЯ ОПЕРАТИВНАЯ ТАМОЖНЯ

ПИСЬМО
от 7 мая 1999 г. № 13-03/1457

О НАПРАВЛЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ

Направляем Методические рекомендации по составлению процессуальных документов при выявлении, раскрытии и расследовании таможенных правонарушений и преступлений.

Первый заместитель
начальника таможни
майор таможенной службы
Е.В.СОКОЛОВ





МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЦЕССУАЛЬНЫХ ДОКУМЕНТОВ ДОЛЖНОСТНЫМИ
ЛИЦАМИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ ПРИ ВЫЯВЛЕНИИ, РАСКРЫТИИ И
РАССЛЕДОВАНИИ ТАМОЖЕННЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЙ И ПРЕСТУПЛЕНИЙ

Таможенные расследования по делам о НТП и дознание по уголовным делам, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов - это важная и сложная форма работы, которая после либерализации внешнеэкономической деятельности в 1989 году стала одной из главных функций в деятельности таможенных органов по предупреждению и пресечению таможенных правонарушений и преступлений.
Функции таможенных органов по профилактике таможенных правонарушений и преступлений, их выявлению, раскрытию и расследованию направлены на обеспечение экономической безопасности, как основы экономического суверенитета России и защиту ее экономических интересов.
Расследование таможенных правонарушений и преступлений снабжает систему правоохранительных ведомств информацией о криминальной ситуации в стране, так как значительная часть совершаемых в стране экономических правонарушений и преступлений направлена на осуществление незаконной внешнеэкономической деятельности, уклонение от уплаты таможенных платежей и налогов в федеральный и региональные бюджеты. Создание системы межведомственного криминалистического и оперативного учета невозможно без разработки единого банка терминов и понятий.
Незаконная внешнеэкономическая деятельность приносит огромные прибыли организованным преступным группировкам, в том числе международным, нанося тем самым разрушительный ущерб экономике России.
Выявление, раскрытие и расследование таможенных правонарушений и преступлений практически невозможно без использования познаний в таможенном, внешнеэкономическом, валютном, финансовом и банковском законодательствах, которые насыщены специальной терминологией. Этим правоохранительная деятельность должностных лиц таможенных органов отличается от деятельности должностных лиц иных правоохранительных ведомств, занимающихся в основном выявлением и расследованием "бытовых" правонарушений, при расследовании которых, в письменной речи, используются преимущественно общепринятые бытовые термины и понятия.
В связи с этим приобретает особое значение выполнение задачи по правильному отражению в процессуальных документах всех этапов выявления, раскрытия и расследования таможенных правонарушений и преступлений.
Вся процессуальная деятельность должностного лица таможенного органа сопровождается составлением предусмотренных законом письменных процессуальных документов. Никакое процессуальное действие, если оно не оформлено соответствующим письменным актом, не порождает правовых последствий. Вот почему таможенный и уголовно-процессуальный кодексы детально регламентируют письменную фиксацию всех процессуальных действий. В законодательстве сформулированы права, обязанности, предусмотрена ответственность участников процессуальных действий. Необходимо точно переносить соответствующие формулировки, использованные в законах и подзаконных нормативных актах, в протокол, постановление, требование, решение и другие виды процессуальных документов. Каждый протокол о производстве процессуального действия должен содержать указание на место и дату производства этого действия с обозначением времени его начала и окончания. В протоколе должны быть указаны все лица, принимавшие участие в производстве процессуального действия. При этом необходимо излагать в протоколе процессуальные действия в том порядке, в каком они имели место, чтобы в нем были отражены все выявленные обстоятельства, имеющие значение для принятия должностным лицом таможенного органа решения.
Является недопустимым невнесение в протокол процессуального действия хотя бы одного из его фактических участников, или наоборот, внесение в протокол процессуального действия лиц, в нем не участвовавших.
Закон обязывает отражать в протоколе заявления лиц, участвующих в процессуальном действии. Это требование обеспечивает полноту и объективность проводимой проверки в порядке таможенного контроля, производства и рассмотрения дела о НТП, дознания по уголовному делу, гарантирует соблюдение прав и законных интересов участников процессуального действия.
В ряде статей УПК РСФСР и аналогичных статьях ТК РФ содержатся требования о детализирующем характере заявлений, подлежащих занесению в протокол. Например, согласно ст. 133 УПК РСФСР, специалист вправе делать подлежащие занесению в протокол заявления, связанные с обнаружением, закреплением и изъятием следов преступления. В силу ст. 135 УПК РСФСР понятые вправе делать замечания по поводу произведенных действий. Эти замечания подлежат обязательному занесению в протокол.
Законность фиксации процессуальных действий обеспечивается также соблюдением правил о подписании протокола и включение в него соответствующих оговорок в том случае, когда в процессе написания или после составления протокола в него внесены изменения, дополнения или текст его исправлен. Любая оговорка должна четко и ясно объяснять, почему, в силу каких причин это сделано. Неукоснительное исполнение этого требования неоднократно играло важную роль при проверке заявлений и жалоб на действия должностных лиц, проводивших процессуальные действия, при оспаривании заявителями объективности сведений, внесенных в протокол.
Ст. 141 УПК РСФСР, определяя порядок составления протокола процессуального действия предусматривает, что этот письменный акт может быть составлен как в ходе производства процессуального действия, так и непосредственно после его окончания. Такая альтернатива дает должностному лицу таможенного органа реальную возможность писать этот документ не торопясь, обдумывая каждую фразу и предложение, чтобы использовать для фиксации процессуального действия все возможности письменной речи.
Кроме того, на основании рабочих записей, сделанных в ходе проведения процессуального действия, становится возможным составление протокола, наиболее полно отражающего все обстоятельства, имеющие значение для дела без загромождения текста протокола несущественными деталями.
Процессуальные формы ТК РФ и уголовный процесс построены так, что сведения об установленных по делу фактах не только удостоверяются и познаются, но также передаются из одной процессуальной стадии в другую. Доказывание, осуществляемое должностным лицом таможенного органа, не сводится только к познанию именно им объективной действительности. Например, доказывание по уголовному делу предполагает передачу сведений от дознавателя - начальнику таможенного органа, от того - прокурору, а от него - суду. При такой передаче сведений приводятся доказательства того, что они истинны, соответствуют действительности. Поэтому недостаточно в ходе дознания раскрыть преступление, в ходе предварительного следствия изобличить лицо, его совершившее. Необходимо, чтобы фактические данные, обосновывающие принятые по делу решения, сведения о том, каким способом они получены, были объективированы и выражены в материальной форме. Выполнению этой задачи служат письменные процессуальные акты. Письменное отражение в протоколах фактических данных важно также и для самого должностного лица, составлявшего протокол, понятого, опрашиваемого, допрашиваемого и других участников процессуального действия. Ознакомление этих лиц с протоколом выполняет контрольную функцию по отношению к зафиксированной информации, повышает ее надежность и доказательственную значимость, способствует более полному и правильному познанию устанавливаемых фактов, обеспечивает защиту прав лицу, с которым проводились процессуальные действия, а также лиц, в отношении которых проводится проверка в порядке таможенного контроля, осуществляется производство по делу о НТП, дознание по уголовному делу. Например, ознакомление допрашиваемого с протоколом помогает ему установить, правильно ли он рассказал об известных ему фактах. Дознаватель в этом случае имеет возможность проверить, правильно ли он понял и записал показания допрашиваемого. Кроме того, письменная фиксация выполняет еще и удостоверительную функцию, то есть с ее помощью удостоверяется соблюдение законности при проведении процессуального действия. Сопоставление норм процессуального законодательства, в которых употребляется слово "удостоверить" (ст. 315 ТК РФ, ст. 77, 87, 133, 135 и другие УПК РСФСР), позволяет сделать вывод, что в законе это слово используется в значении подписать, подтвердить что-то в предусмотренной законом процессуальной форме. Так, понятые обязаны удостоверить факт, содержание и результаты процессуального действия. Поэтому письменная фиксация процессуального действия подтверждает факт его проведения в соответствии с правилами, предусмотренными процессуальным законом.

Эмоционально-экспрессивная лексика

При расследовании таможенных правонарушений и преступлений эмоционально-экспрессивная лексика, выражающая чувства, оценки, образность речи допустима лишь при необходимости отражения в протоколе субъективной оценки опрашиваемого (допрашиваемого) лица к фактам, являющимся предметом расследования. При воспроизведении в протоколе эмоционально-экспрессивной лексики, одновременно необходимо отражать изложенное адекватными по смыслу нейтральными понятиями, достаточными для последующей правовой оценки изложенного.

Лаконичность протокола

Обеспечивающим объективное восприятие и оценку, лаконичным, сжатым (кратким) можно считать такой текст протокола, письменного решения или требования, в котором, при наличии всей необходимой, не содержится излишней информации. Не имеющие отношения к предмету проверки в порядке таможенного контроля, расследованию сведения в тексте документа затрудняют его понимание. При этом краткость изложения не должна отрицательно сказываться на ясности и полноте изложения существенных для дела обстоятельств.

Логичность письменной речи

Логичность письменной речи проявляется в соблюдении законов логики, правил построения умозаключений, приведении доказательств. Использование стандартных слов и выражений, речевых оборотов, облегчает составление документа, потому что не приходится каждый раз думать о том, как оформить сообщение или информацию. Устойчивость используемых речевых средств положительно влияет на точность и однозначность выражения мысли в речи.
Используемая в тексте процессуального действия специальная терминология должна строго соответствовать терминам, используемым в ведомственных нормативных актах, словарях и справочниках, что особенно важно при получении заключений и объяснений от привлекаемых к производству процессуальных действий специалистов, опросов (допросов) специалистов, экспертов, членов ревизионных комиссий.

Основные и дополнительные способы фиксации
процессуальных действий

Основными и самостоятельными способами фиксации процессуальных действий являются протоколирование проведения таможенного обследования, осмотра, отбора проб и образцов, изъятия товаров, предметов, выемки документов, приобщение к делу предметов и документов. К дополнительным способам фиксации действий по собиранию доказательств относятся фотосъемка, видеосъемка, звукозапись, изготовление графических изображений (схем, планов, чертежей, рисунков). Изготовляемые в ходе процессуальных действий тождественные копии следов и документов следует отнести к таким способам фиксации, как приобщение к делу предметов - вещественных доказательств и документов.
Важное значение имеет объективная наглядность информации, особенно когда фиксируемые объекты существенно изменяются в ходе процессуального действия или после его производства.
Материалы, прилагаемые к протоколам, позволяют участникам процесса контролировать полноту и объективность протокольного текста, а звуко- и видеозапись служат также средством самоконтроля при фиксации фактических данных. При фотосъемке в видеозаписи могут быть неосознанно зафиксированы обстоятельства, значимость которых для расследования дела выявляется уже после окончания процессуального действия, в ходе последующего расследования.
Оглашение протокола, особенно лицам, у которых наглядно-образное мышление преобладает над понятийным, не всегда столь же эффективно, как демонстрация фотоснимков, воспроизведение звуко- и видеозаписи. Изображение, фонограмма ограничивают круг возможных заведомо ложных объяснений заинтересованных лиц относительно причин изменения ранее данных ими объяснений или показаний, а также способствуют объективности в оценке таких показаний, заявлений и объяснений. Часто при выявлении в ходе расследования вновь открывшихся обстоятельств, путем дополнительного осмотра или экспертного исследования тождественных копий следов и документов, звуко- и видеозаписей, фотоснимков, возможно установление имеющих значение для расследования таможенного правонарушения обстоятельств, сбор новых и дополнительных доказательств.

Экспертно-криминалистическое
отделение УОТ


   ------------------------------------------------------------------

--------------------

Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru