Законодательство
Пермского края

Березник
Бесово
Большая
Верещагинский р-н
Верх-Култым
Восход
Гари
Гора
Горы
Гремяча
Губаха
Добрянка
Еловский р-н
Заборье
Заимка
Заозерье
Захарово
Карьер
Кизел
Ключи
Комарово
Королево
Кунгур
Лысьва
Лябово
Мохово
Нефтебаза
Нижняя
Новоселы
Октябрьский р-н
Олени
Осинский р-н
Остров
Оханский р-н
Очерский р-н
Пермский край
Пермский р-н
Пермь
Посад
Савино
Селянки
Сибирь
Сова
Соликамск
Средняя
Уинский р-н
Усольский р-н
Усть-Сыны
Хухрята
Чусовой
Шилово

Законы
Постановления
Распоряжения
Определения
Решения
Положения
Приказы
Все документы
Указы
Уставы
Протесты
Представления







МИНИСТЕРСТВО СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕРМСКОГО КРАЯ

ПРИКАЗ
от 23 июля 2007 г. № 224

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИКИ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ОЦЕНКИ
РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

В соответствии с Постановлением Правительства Пермского края от 27.04.2007 № 70-п "Об управленческом бюджете в Пермском крае" и в целях повышения результативности оказания бюджетных услуг "реабилитация инвалидов в условиях временного пребывания" и "дневное пребывание инвалидов и граждан пожилого возраста" приказываю:

1. Утвердить Методику оценки результативности комплексной реабилитации инвалидов (далее - Методика) согласно приложению.
2. Руководителям территориальных управлений Министерства социального развития Пермского края при направлении инвалидов на реабилитацию обеспечить осуществление оценки результативности комплексной реабилитации в соответствии с утвержденной Методикой.
3. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на начальника отдела государственного заказа Викуленко К.В.

Министр
Т.В.ГАЛИЦЫНА





Приложение
к Приказу
Министерства социального
развития края
от 23.07.2007 № 224

МЕТОДИКА
ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ КОМПЛЕКСНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ

I. Общие положения

1. Основные понятия.
Нарушение жизнедеятельности человека (далее - нарушение) - это любая потеря, аномалия психологической, физиологической, анатомической структуры или функции, то есть отклонение от некоторой нормы в биомедицинском состоянии человека. Определение характеристик этого статуса дается врачами-специалистами. Нарушения характеризуются потерями или отклонениями от нормы, которые могут быть временными или постоянными. Характеристика состояний дается на определенный момент времени, поэтому группировка состояний не всегда зависит от этиологии (причины возникновения и путей развития). Нарушение представляет расстройство на уровне органа или функциональной системы, оно не обязательно ощущается индивидом и не всегда свидетельствует о наличии болезни. Выделяют 9 основных видов нарушений:
Умственные.
Другие психологические.
Языковые и речевые.
Ушные (слуховые и вестибулярные).
Зрительные.
Висцеральные и метаболические нарушения и расстройства питания.
Двигательные.
Уродующие.
Общие.
Ограничение жизнедеятельности человека - это ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять деятельность способом или в рамках, считающихся нормальными для человека данного возраста в окружающей его социальной среде.
Ограничение жизнедеятельности относится к сложным или интегрированным видам деятельности. Ограничение жизнедеятельности представляет собой отклонение от нормы в повседневной деятельности инвалида. Может быть временным или необратимым, прогрессирующим или регрессивным.
Ограничение жизнедеятельности отражает расстройство на уровне личности, основной чертой которого является степень его проявления. Привычная повседневная деятельность представляет собой интеграцию физических, психологических и социальных функций как единой системы, и нельзя четко разграничить медицинские и социальные аспекты данной деятельности.
Социальная недостаточность - это такой недостаток данного индивида, вытекающий из нарушения или ограничения жизнедеятельности, при котором человек может выполнить лишь ограниченно или не может выполнить совсем обычную для его положения (возраста, пола, социального и культурного статуса) роль в жизни.
2. Критерии определения ограничений жизнедеятельности и социальной недостаточности.
Ограничения жизнедеятельности и социальной недостаточности оцениваются по восьми параметрам:



24. Проверяется данный параметр следующими тестами:
а) Одевание.
б) Донесение руки до рта.
в) Опрос обследуемого о процессе приобретения покупок.
г) Опрос родственников обследуемого о процессе соблюдения правил личной гигиены обследуемым (включая отправления естественных нужд).
д) Опрос обследуемого о последовательности операций при выполнении навыков личной гигиены.
е) Опрос родственников о процессе приема пищи обследуемым.
ж) Опрос обследуемого и родственников о процессе приобретения покупок.
25. Каждый тест оценивается по описанной 5-балльной шкале, на основании чего и выставляется оценка в целом по параметру.
25.1. Один балл выставляется, если обследуемый испытывает трудности при выполнении навыков самообслуживания. Навык может выполняться медленно, неаккуратно, однако в целом обследуемый выполняет эти навыки самостоятельно.
25.2. Два балла выставляется, если обследуемый выполняет навыки со значительными трудностями или не выполняет их вообще. Однако при выполнении тестов трудности, имеющиеся у обследуемого, компенсируются вспомогательными средствами (трость, костыли, поручни, адаптивная посуда, адаптивные предметы обихода и т.д.).
25.3. Три балла выставляется, если при выполнении навыков самообслуживания (со слов родственников) и при выполнении тестов обследуемый требует помощи окружающих в ключевых моментах выполнения навыка. Здесь следует отметить, что вклад окружающих и обследуемого в выполнение навыка примерно равен, например, придержать одежду при одевании, придержать руку с ложкой при еде и т.д.
25.4. Четыре балла выставляется, если обследуемый требует постоянной помощи при выполнении навыков и тестов. Он только пытается выполнять навыки, но в основном за него все делает сопровождающий (помощник).
25.5. Пять баллов выставляется, если обследуемый самостоятельно не выполняет ни одного навыка и нуждается в постоянном уходе и сопровождении.
26. Для коррекции данного вида ограничений жизнедеятельности требуется кинезотерапия, обучение адаптивным способам выполнения навыков самообслуживания, оборудование жизненного пространства, подбор вспомогательных средств.

VIII. Оценка ограничения физической независимости

27. Социальная недостаточность из-за ограничения физической независимости (С1) включает в себя трудности или неспособность к деятельности (полную или частичную) в таких сферах, как еда и питье, одевание и раздевание, личная гигиена, туалет, ведение домашнего хозяйства, приобретение продуктов.
27.1. Один балл выставляется, когда имеются лишь незначительные трудности в удовлетворении личных нужд. Инвалид испытывает трудности при соблюдении личной гигиены, ведении домашнего хозяйства, ребенок испытывает затруднения в игре.
Корректируется данный вид социальной недостаточности путем введения в обиход инвалида всевозможных приспособлений, устраняющих эти трудности, повышающих его физическую независимость и улучшающих его жизнедеятельность, занятиями мелкой моторикой.
27.2. Два балла выставляется, если физическая независимость восстанавливается при применении вспомогательных средств.
Не диагностируется у детей до трех лет.
У детей с трех до семи лет данные потребности могут удовлетворяться матерью. При этом следует ориентировать родителей ребенка на приобретение нужных вспомогательных средств, а также обучение ребенка пользованию вспомогательными средствами.
Для детей с семи до восемнадцати лет, а также взрослым инвалидам при данном виде социальной недостаточности рекомендуется приобретение и использование вспомогательных средств. Здесь следует отметить, что если какую-то операцию, касающуюся физической независимости, индивид выполняет плохо, но сам, то ему не нужно рекомендовать вспомогательное средство, чтобы не закреплять его беспомощность, а лучше продумать, как можно инвалиду облегчить выполнение этой операции. Например, приспособить туалет, одежду и усилить занятия мелкой моторикой и т.д.
27.3. Три балла выставляется, если наблюдается зависимость, проявляющаяся через длительные промежутки времени. Возникает при обострениях или осложнениях сопутствующих хронических заболеваний или последствиях судорог. Эта зависимость может быть скорректирована матерью или медперсоналом. Не является ограничением у детей до трех лет.
27.4. Четыре балла выставляется, если наблюдается зависимость, проявляющаяся через короткие промежутки времени. Характеризуется невозможностью выполнять ежедневные операции по уходу за собой, самостоятельному приему пищи, одеванию и т.д. Здесь необходимо найти причину такой зависимости. Это может быть отсутствие вспомогательных средств реабилитации у инвалида, отсутствие условий для его нормальной жизнедеятельности или отсутствие навыков самообслуживания у ребенка.
Коррекция данного вида социальной недостаточности будет состоять в том, чтобы организовать условия для нормальной жизнедеятельности у инвалида дома, в приобретении вспомогательных средств реабилитации и обучении пользованию ими, в обучении бытовым навыкам по специальным программам социально-бытовой реабилитации. Для компенсации данного вида социальной недостаточности требуется постоянное наблюдение и уход.
Не определяется в возрасте до трех лет
27.5. Пять баллов выставляется, если инвалид полностью зависит от постоянного ухода.
Наряду с уходом возникает необходимость патронажа данной семьи, обучения инвалида ухаживать за собой и передвигаться для решения бытовых задач в пределах своего жилья.

IX. Оценка ограничения мобильности

28. Социальная недостаточность из-за ограничения мобильности (С2) включает в себя трудности, связанные с передвижением.
28.1. Один балл выставляется, если наблюдается замедленная мобильность. Возникают трудности при передвижении и необычная манера передвигаться. Передвижение занимает больше времени.
У детей-инвалидов наблюдается замедленное движение и ограничение в игре и спорте. Здесь следует сотрудничать со школьными преподавателями и воспитателями для создания доверительного микроклимата в детском саду или учебном заведении.
28.2. Два балла выставляется, если наблюдается уменьшенная мобильность. Проявляется в возрасте до трех лет как задержка моторного развития, а в возрасте от трех до семи лет - как ограничение движения по площади и по времени. В возрасте от семи до восемнадцати лет - ограничение участия в спорте, играх, экскурсиях. Здесь необходимо создание особых условий пребывания таких инвалидов.
28.3. Три балла выставляется, если мобильность обследуемого ограничена соседством.
В возрасте до трех лет передвижение вблизи дома возможно только с помощью взрослых.
В возрасте от трех до семи лет передвижение осуществляется при помощи ходунков вблизи дома, а также прилегающего к нему ареала.
В возрасте от семи до восемнадцати лет передвижение инвалида возможно с помощью костылей и трости вблизи дома и прилегающего к нему ареала.
Если инвалид имеет оценку ограничения мобильности в 1 или 2 балла, то не следует ему предлагать костыли или трость. Это в дальнейшем может усилить его ограничение мобильности. Если инвалид имеет оценку 3 балла, ему также не следует предлагать кресло-коляску.
28.4. Четыре балла выставляется, если мобильность обследуемого ограничена его жилищным пространством.
Проявляется для всех возрастов постоянным пребыванием в пределах квартиры. Ребенок может передвигаться по квартире ползанием, ходьбой у опоры (по стенке, с помощью поручней, в кресле-коляске). Для увеличения мобильности в данном случае необходимы вспомогательные средства для передвижения по дому, а также для передвижения вблизи дома и по прилегающему к нему ареалу, например, кресло-коляска. Кроме того, нужны приспособления для удобного выезда из подъезда.
28.5. Пять баллов выставляется при полном отсутствии мобильности.
Характеризуется постоянным пребыванием инвалида в кровати или кресле. Здесь необходимо оценить способность владеть телом и действовать руками для определения возможности активно передвигаться в кресле-коляске по дому. Если такая возможность отсутствует, то при наличии возможности сидеть и держать голову возможно пассивное передвижение инвалида по квартире в кресле-коляске.





Автор сайта - Сергей Комаров, scomm@mail.ru